Британская #heavy/#progressive #metal группа Iron Maiden и ее музыканты, помимо основной дискографии (синглы, студийные и концертные альбомы, сборники), оставила нам в виде творческого наследия ряд артефактов, которые могут быть вполне интересны.
Им посвящается настоящий "архивный" обзор. Три релиза из рассматриваемых вышли 20, а один - 10 лет назад, так что обзор в некотором роде юбилейный. Они расположены в хронологическом порядке и снабжены обложками, комментариями, ссылками для онлайн-прослушивания и видео.
Ранее #Iron Maiden были посвящены следующие обзоры:
- обзоры творческого пути: Пол ДиАнно ("Тот самый ДиАнно"), Брюс Дикинсон ("Брюс Бронзовый"), Блэйз Бэйли ("Исповедующий металл").
- студийная и концертная активность группы: "Iron Maiden во мраке", "Iron Maiden, 1998", "Прекрасный новый Maiden", "Алая книга", "Готический стиль", "Ненапрасные годы", "Алый рейтинг", "Эдди страха и сомнений", "Американские каникулы".
Архивы BBC
Студийные выступления на Radio BBC были вполне обычной практикой для лондонских рок-групп в их "достадионные" и "доинтрнетовские" эпохи. Например, об архиве записей на Radio BBC группы Deep Purple ранее шла речь в обзоре "The BBC Sessions 1968 – 1970".
На этом же двойном сборнике представлены как непосредственно сделанные в радио-студиях записи ранних Maiden, так и записи выступлений группы на британских фестивалях в 1980, 1982 и 1988 годах (вероятно, передававшиеся затем по радио). Остается только непонятным, почему на первом диске после записей 1979 в трек-лист включены записи 1982, а на втором, после записей 1980, то есть еще с Полом ДиАнно - записи 1988. Куда логичнее было бы поменять их местами, сделав первый диск "стороной эпохи ДиАнно", а второй - "стороной эпохи Дикинсона" (по аналогии с тем же двойником Deep Purple).
Данные записи впервые официально вышли в 2002, и качество их записи более чем удовлетворительное. Остается добавить, что запись дебютного выступления группы на крупнейшем британском фестивале в Донингтоне от 20 августа 1988 задокументировала довольно мрачный в истории Iron Maiden момент (тогда из-за давки на фестивальном поле погибло несколько подростков).
Сделано в Японии
На этом макси-EP представлены записи, сделанные группой на концертах в Токио (Япония) в мае 1981. Это последний релиз коллектива с вокалистом Полом ДиАнно, который вышел позже, в год записи.
Название "Maiden Japan", очевидно, созвучно с названием "Made in Japan", культового концертного альбома тех же Deep Purple.
Американские, канадские и новозеландские издания 1981 также содержали композицию "Wrathchild" в качестве трека № 3, как и аргентинские и бразильские издания 1985. На переизданном EP также находится сингл "Purgatory".
К этому релизу у поклонников группы отмечается неоднозначное отношение. Тем, кому близок ранний период с Полом ДиАнно у микрофона, обычно к нему благосклонны, тогда как многие отмечают "севший" голос вокалиста и звучание, словно у уставшей группы (Iron Maiden тогда гастролировали действительно более чем интенсивно).
Как бы то ни было, на этой пластинке задокументирован действительно важный период развития группы.
Один вечер в Хаммерсмите
Этот концертный альбом вышел спустя 20 лет после записи материала, представленного на нем. А размещена на нем запись одного мартовского концерта группы в начале тура "The Beast On The Road" (1982).
Много комментариев к этой записи не требуется, поскольку она демонстрирует нам звучание и энергетику классического состава Iron Maiden в начале карьеры: мощные галопы ритм-секции, переливы жестких сдвоенных гитар, и, конечно, Его величество Голос, "Сирена воздушной тревоги".
Каверы? Каверы!
На этом двойном сборнике, также вышедшем 20 лет назад, представлены так называемые "би-сайды" - редкие студийные записи, не включенные в студийные и концертные альбомы, и размещаемые до этого исключительно на синглах в качестве "довесков" в титульным композициям.
Я не большой любитель кавер-версий, и, уж тем более, "студийной болтовни", поэтому для меня, как горячего поклонника эпохи Блэйза в Maiden, интерес на этом сборнике представляют только концертные версии песен его эпохи.
Ох уж этот Нико...
Нико МакБрэйн, почти 40 лет являющийся бессменным ударником Iron Maiden, персонаж довольно колоритный, и, по-хорошему, комичный. Первые 9 лет пребывания в группе его сочинительство ограничилось несколькими забавными спичами, размещенными на синглах.
Неожиданно, в 1992 вышел EP "Rhytm of the Beast" с характерным для группы лого на обложке и двумя инструментальными джаз-роковыми композициями, примечательными разве что участием в их записи гитариста Дэйва Мюррея.
Не менее архаично смотрится и видео к заглавной композиции. Также, существует короткий фильм о создании сингла.
А вообще, МакБрэйн с тех пор не переставал периодически удивлять поклонников группы и прочую общественность. Например, после выхода сингла Нико некоторое время утверждал, что у него имеется новый материал, который будет выпущен, когда у Maiden будут каникулы. Каникулы приходили и уходили, и с годами вопрос оказался благополучно похоронен.
В 2005, перед первым ностальгическим туром, он же сообщал, что группа планирует включить в сет-лист "Prodigal Son" ("Блудного сына" никто так и не услышал живьем). Ну а спустя год ударник бодро рассказывал, что новый альбом группы напоминает ему "Seventh Son of a Seventh Son" (1988)(насколько "Вопрос жизни и смерти" оказался похож на "Седьмого сына" уж решать вам, уважаемые читатели и подписчики канала, но, сдается мне, он оказался на него не похож совсем...)
Впрочем, не будем придирчивы к Нико: на альбоме "Dance of the Death" (2003) есть целая одна песня с его соавторством, а шашлыки, которые приготовляют под его мудрым руководством в принадлежащей ему шашлычной, говорят, весьма зачетные.
Британский лев
На сольный дебютник основателя, басиста и основного композитора коллектива лично я возлагал большие надежды. Казалось, что у творческой личности такого масштаба уж не могут не накопиться сильные творческие идеи (тем более, вместе с коллективом под таким названием!)
Увы, оба, на данный момент, студийных альбома данного проекта меня сильно разочаровали. На них я нашел безынтересные творческие идеи и аранжировки, жидкий звук, безвкусную игру музыкантов, да еще вкупе с донельзя пресным вокалом.
Впрочем, кого-то, возможно, этот материал и заинтересовал (тем более, второй альбом, возможно, немного посильнее дебютника).
Данный обзор не преследует цели охватить все сторонние проекты участников Iron Maiden - только некоторые из них.
Безусловно, наиболее плодотворной вне группы оказалась деятельность вокалиста Брюса Дикинсона - она заслуживает отдельного обзора, даже помимо его основного проекта.
В целом, можно сказать, что условный КПД сторонней творческой деятельности музыкантов Iron Maiden, безусловно, уступает таковому показателю, скажем, у музыкантов Deep Purple. И тем не менее, она, вне всякого сомнения, заслуживает внимания.
13-й обзор канала РОКЛЯ, посвященный Iron Maiden, вышел 13 августа в 13:13. Он посвящается 2000-му подписчику канала.
Число любителей рок-редкостей растет, чему мы очень рады. РОКЛЯ благодарит читателей и подписчиков канала за внимание, ценные замечания и адекватные комментарии, а также желает всем удачи и здоровья!