Отправлен туда, откуда приехал...
Числа 7-го июня 2022 года от рождества Христова, в аппарате Русской православной церкви, именуемом «священный синод» имел место некий «переворотик» внутриаппаратного масштаба.
Второе по значимости лицо в российском православии, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), вернувшийся из поездки в Венгрию, синодом неожиданно был послан туда, откуда только что приехал, но уже с титулом митрополита Будапештского и Венгерского.
При этом он был смещен с должности председателя ОВЦС, а также руководителя общецерковной аспирантуры, бывшей в значительной мере его детищем и кузницей подготовки церковной интеллигенции.
Митрополит Иларион – современное лицо русской церкви
55-ти летний митрополит Иларион ( в миру Григорий Валериевич Алфеев) принадлежит к плеяде «московских интеллигентных юношей», пришедших в церковь во времена «перестройки» и реформ.
Его отец, ученый-кристаллограф был далёк от религии. Он рано умер и будущего иерарха воспитывала мать, писательница Валерия Алфеева, чьи предки принадлежали к духовному сословию.
Сам будущий митрополит впоследствии указывал, что именно мать сыграла решающую роль в выборе им жизненного пути.
В 1984 году Григорий Алфеев поступает на композиторское отделение Московской консерватории. Но образования не завершил, приняв в1987 г монашеский постриг в Свято-Духовом православном монастыре Вильнюса (Литва).
Впоследствии инок Иларион служит на различных православных приходах Литвы, в частности в Крестовоздвиженском соборе г. Каунаса, где и произошло знакомство автора этих строк с будущим митрополитом.
Подклеть храма стала местом собраний русскоязычной общины города, сочувствующей литовскому движению «Саюдис», где за чашкой чая совместно с батюшкой обсуждались непростые и волнующие вопросы тех дней.
Позднее, будущий митрополит окончил Московские духовные семинарию и академию, а также докторантуру Оксфордского университета.
В 90-х он служит преимущественно в зарубежных епархиях РПЦ, читает лекции в ведущих университетах Великобритании и США.
В марте 2009, вскоре после избрания Митрополита Кирилла Патриархом, Илларион, ранее бывший заместителем Кирилла, сменил его на посту главы Отдела внешних церковных связей.
Правда, ОВЦС, уже не был такой мегаструктурой, как в советские времена. В ведении нового шефа церковной дипломатии остались международные и межрелигиозные дела. Бывшие ранее в сфере компетенции ОВЦС отношения церкви и общества, церкви и армии, взаимосвязь с другими делами и структурами внутри страны, перешли к другим церковным учреждением. Но даже на посту достаточно усеченного в своих компетенциях ОВЦС, Илларион обрел достаточный авторитет и влияние.
Помимо «дипломатической работы» митрополит руководит деятельностью церковной аспирантуры. Он пишет фундаментальную биографию своего шефа патриарха Кирилла ( в том числе для серии «ЖЗЛ»), ведет популярную передачу на ТВ, сочиняет инструментальную музыку, которую исполняют на ведущих площадках страны. В отношении последней отметим, что православная церковь, мягко говоря, неодобрительно относится к использованию инструментальной музыки в религиозной практики.
Относительно молодой иерарх стал едва ли не уникальным воплощением соединения в одной личности верность церковной ортодоксии и воплощения современной гуманитарной интеллигентности и культуры, с некоторым даже налётом того, что называется «либерализмом».
В Иларионе многие, и не только в церковных кругах, небезосновательно видели преемника нынешнего патриарха. И вдруг – столь явное понижение в иерархии.
«Переворотик» Илариона – дело в тенденции, а не в лицах
Бывший дьякон, а ныне околоцерковный диссидент Андрей Кураев сообщил, что решение о новом старом назначении ( Иларион ранее руководил венгерскими православными из Вены) было доведено до митрополита прямо на заседании синода, где ему также была вручена его копия в письменном виде.
- При этом вряд ли за этим настоящим «сюрпризом» для иерарха такого ранга стоит аппаратный человеческий фактор. Нельзя говорить о сложностях в отношениях между митрополитом-композитором и его боссом, ибо Илларион, как никто другой сохранял и сохраняет полную лояльность своему боссу, соблюдая, одновременно очень дипломатичную дистанцию.
- Маловероятно и то, что Иллариона отстранили от большой церковной дипломатии из-за того, что «с Украиной не справился». Ситуация в межцерковных отношениях с южным соседом дошла до такой стадии, когда разрешить её возможно лишь на уровне предстоятеля, а не епископа за внешние дела отвечающего.
Еще задолго до того, как началась «спецоперация» в соседней стране, на межцерковном фронте между Россией и Украиной шла настоящая война. Одним из её последствий стало усиление национал-клерикальных тенденций среди клириков и мирян РПЦ.
Иначе говоря, в словосочетании «русская православная церковь», ключевым словом стало «русская», а не «православная». Ведь христианство, как и другие единобожные религии по сути своей глубоко интернациональны.
- Разумеется в церковном «аппарате» при таком раскладе на первый план выходят деятели, настроенные скажем так «русско-византийски». И в их кругу, по определению, нет места таким интеллигентам во многом «западной» закваски, как митрополиту Иллариону.
Тем более именно РПЦ МП в значительной степени инициировала такие «национал-патриотические» инициативы, как Всемирный русский народный собор, и тезис о «русском мире».
Что ж, как образованному обывателю, автору этих строк остается лишь зафиксировать со случаем митрополита Иллариона, национал-клерикализм, как определяющую тенденцию в РПЦ.
Жаль, ведь до сих пор религия почему-то представлялась одним из немногих оплотов интернационализма. Это вызывает сожаление, равно как однозначная поддержка РПЦ спецоперации, вместо призывов к миру, которых для нас, обывателей, было бы логичней ждать от религии и церкви.
И в этих изменяющихся условиях, рекомендуется также обратить внимание, как на возможного патриаршьего преемника, на митрополита Псковского Тихона (Шевкунова), бывшего игумена московского Сретенского монастыря.
О нём говорили также как о «духовнике Президента», однако из достоверных источников мало что известно о реальном уровне религиозности Путина.
Митрополит Тихон также, как и Иларион – представитель творческой профессии (кинематографист). Однако он придерживается жестко консервативных, «русско-византийских» взглядов.
Автор: Валерий Емельянов, образованный обыватель