Привет! Меня зовут Катя, вы меня уже немного знаете и даже обращаетесь ко мне по имени в комментариях. Кажется, пришло время рассказать о себе чуть больше.
В комментариях к статье моей коллеги и подруги Оли вы писали, что ее «побросало», а ведь она всего-то от русского рока пришла к металу. Так вот, предупреждаю сразу, меня побросало еще больше 😅 Правда, я воспринимаю переход от одного жанра к другому как неотъемлемую часть взросления и развития, как музыкального, так и личностного. Но обо всем по порядку!
Я родилась на самом рубеже эпох, и это многое определило в моей жизни в целом. Времена менялись, в повседневность попадали новые вещи, веяния и традиции, а доступ к музыке стал проще. Мой папа еще до моего рождения работал диск-жокеем и хорошо разбирался в творчестве самых разных групп. Помню, по выходным он водил меня гулять и по дороге рассказывал про песни Queen – на каком альбоме и в каком году вышла та или иная композиция, на какой стороне была… Мне тогда казалось, что знать и помнить такие вещи – что-то из области фантастики, но наверно именно это и стало первым шагом на пути к музыкальной журналистике.
В доме мы слушали не только Queen, но и The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, Procol Harum, Dire Straits. Это с папиной подачи. А с маминой – преимущественно русский рок, Агату Кристи, Арию, Чижа, Би-2. Кстати, мой первый концерт – Чижа, кажется – я посетила еще будучи дошкольницей с родителями в ДК Горбунова. Да и за все время учебы в общеобразовательной я ходила только на отечественных артистов. Одноклассница подсадила меня на Чайф, и мы несколько раз бегали на них, поорать про оранжевое настроение. А еще мы с мамой были на концерте Би-2 и Сплин в Олимпийском в рамках тура Феллини. Когда я пришла в школу в толстовке, купленной на нем, мне все обзавидовались.
Давайте будем честными: в начале нулевых, когда для подключения к Интернету надо было убедиться, что никому в семье в ближайшее время не понадобится телефон, одними из главных развлечений (помимо чтения, конечно) все еще оставались радио и телевидение. Так что ни мои сверстники, ни я сама уже не удивляются тому, что прожженный рокер наизусть помнит добрую половину песен «Фабрики звезд». Нет, ну правда, все подростки нулевых так или иначе ее смотрели, как старшее поколение волей-неволей посматривало «Санта-Барбару». Я не исключение, но углубляться в свои подростковые предпочтения относительно симпатичных мальчиков из телевизора, пожалуй, не буду 😂
Что до радио, то я слушала либо «Европу Плюс», либо Maximum, и многие песни впервые узнала там. От первой станции в памяти остались Софи Элис Бекстер и Робби Уильямс, а со второй пришли Guano Apes, Franz Ferdinand, Placebo.
Примерно тогда же мама часто ездила в Финляндию по работе и привозила мне диски Nightwish. До сих пор помню некоторые их песни (времен Тарьи, конечно), но любовь к группе не прижилась. Ну и пользуясь случаем, шлю привет моей лучшей подружке (со школы и до сих пор вместе, кстати!), которая записывала мне диски со своей любимой музыкой – точно помню, что там были Within Temptation. Опять же, любовь не сохранилась, но некоторые песни в голове остались. Чуть старше она же показывала мне Children of Bodom, тоже оказалось не совсем мое.
Из финнов, кстати, моим детским крашем, как сейчас говорят, был вокалист The 69 Eyes. Во времена Devils он был такой красавчик! Когда впервые попала на их концерт лет пять назад и увидела этакого готического и уже располневшего Элвиса, немного расстроилась даже.
А потом случился пресловутый 2007-й. Откровенным эмо я не была, хотя челку примерно в то же время отстригла, носила кеды DC и Circa, прямоугольную сумку из убогого кожзама с логотипом Converse и зауженные джинсы. Слушала Panic! At the Disco, Fall Out Boy, Paramore, Аврил Лавин, AFI, Good Charlotte. Tokio Hotel и My Chemical Romance прошли мимо.
Постоянным рефреном подростковых лет были еще Green Day, The Offspring, Sum-41, Blink 182. На скейте, кстати, не каталась, хотя уже в более позднем возрасте пыталась освоить лонгборд. После пары крутых падений затею оставила.
Вот так прошли школьные годы. В университете продолжалась та же музыка, постепенно к ней прибавлялся альтернативный рок вроде Shinedown, Pop Evil, Hinder, Red, Skillet, Papa Roach. Shinedown были вообще главным фаворитом долгое время – моя первая татуировка посвящена одной из их песен. Вторая, кстати, – треку Placebo, которых я тоже любила всем сердцем на определенном этапе своей жизни, когда хотелось немножко пострадать и погрустить.
Под конец первого высшего я оказалась в компании рокеров, дружила с парнями, которые и уважали эту музыку, и играли ее сами. Некоторые до сих пор играют, кстати. С ними я подсела на Guns N’ Roses и Motley Crue, хотя, конечно, знала и тех, и других раньше. В ход пошли узкие дырявые джинсы, банданы, украшения с черепами, тяжелые ботинки, косухи и все такое. Хорошо хоть начесы не делала никогда. Но компания у нас в те годы была пестрая и веселая, под стать музыке.
Я была недовольна своим первым высшим образованием. Направление мне помогли выбрать родители, и я поначалу с их мнением согласилась, но уже к концу первого курса поняла, что история – это не совсем мое, и я хочу быть журналистом, причем не абы каким, а именно музыкальным. В тот момент музыкальная журналистика была представлена только в Институте Журналистики и Литературного Творчества. Первое высшее с трудом закончила и благодарна ему в первую очередь за стажировку в Сербии, за время которой расслушала Кустурицу и Бреговича. Получила диплом и отправилась в ИЖЛТ.
На втором высшем я училась всего три года, поэтому времени на выбор темы для диплома было не так много. Сначала решила писать про глэм-метал, который мы с друзьями тогда часто слушали, но быстро передумала, потому что про тех же Motley Crue уже активно писали на русском языке, а для научной работы повторяться нежелательно и неинтересно. Где-то на втором курсе опять же из компании я узнала про гранж. В основном об этом жанре мои знакомые говорили применительно к Nirvana, от которых я никогда не тащилась, и мне стало интересно, неужели больше в гранже и слушать нечего? В итоге тема моей дипломной работы называлась «Взлет и падение сиэтлской четверки гранжа», и писала я соответственно про Nirvana, Soundgarden, Alice In Chains и Pearl Jam.
Интересный факт: моим научным руководителем в ИЖЛТ был Сергей Федорович Летов, старший брат Егора. Он вел курс музыкальной журналистики (может, и сейчас ведет), но на самом деле скорее рассказывал об истории музыки. Приносил на занятия разные музыкальные инструменты и играл на них, а на зачетах ставил диски каких-нибудь очень необычных артистов. Сергей Федорович не любил рассказывать о рок-музыке, да и вообще не очень ее любил, но меня в дипломники взял, потому что я сразу пришла к нему с готовой идеей, планом и обоснованием.
Защитилась я на отлично, рецензентом был Владимир Владимирович Марочкин. До сих пор помню, как он назвал меня уже готовым музыкальным журналистом.
Кстати, о музыке я начала писать гораздо раньше, работала с разными изданиями потихоньку, а в 2014 году стала частью Роккульта. На госэкзамен в ИЖЛТ принесла распечатки своих статей для сайта, поэтому вместо ответа на третий вопрос (на который я бы и не ответила) обсуждала с экзаменатором Дэвида Боуи. Вот так повезло!
Еще одна история со времен моего второго высшего – уже грустная. Для диплома мне было нужно сделать хотя бы одно интервью. За месяц до его сдачи в Москве должен был выступить с сольным концертом Крис Корнелл, и я уже нашла выходы на интервью с ним. Но билеты продавались медленно, а в Европе был солдаут. Концерт в Москве отменили. Грустно еще и то, что я в принципе могла поехать на его шоу в другую страну и может даже сделать интервью там, но я почему-то отказалась от этой идеи, решив, что успею еще на Корнелла посмотреть. Так вот, не успела.
Зато всех остальных ныне живущих легенд гранжа видела и не по одному разу. Два раза была на Pearl Jam, два раза на Alice in Chains, один раз на сольном концерте Эдди Веддера. Должна была поехать на Pearl Jam в Швейцарию, но из-за пандемии все накрылось. А еще видела Дейва Грола в составе Foo Fighters (и ныне покойного Хоукинса застала) – про то, как я не могла попасть на их концерт несколько лет подряд, я когда-нибудь расскажу отдельно, это целая история.
C 2016 по 2019 год было многое: концерты и фестивали в России и за ее пределами, интервью, рокерские тусовки, новые друзья… Радуюсь, что попала на выступления почти всех своих самых любимых групп, кроме уже упомянутых: Nine Inch Nails, Ghost, Florence + the Machine, Queens of the Stone Age, посмотрела на реюнион-шоу Guns N’ Roses. Вообще если перечислять, кого из музыкантов я в своей жизни видела, в списке будет больше сотни имен. Эх, были времена…
С 2020 года очень многое в моей жизни поменялось, и музыкальные предпочтения тоже. Музыка в моем доме играет все то время, что я бодрствую: под нее я работаю, готовлю, убираюсь, слушаю ее в пути куда-либо. Поэтому чаще всего я просто включаю то, что соответствует моему настроению в данный момент. На сегодняшний день могу смело признаться: слушаю почти всякую музыку, от соула и фанка до не очень тяжелого метала, котирую хорошую попсу тоже. Дуа Липа, Бруно Марс, Чарли Пут, The Weeknd – в них мне слышится что-то интересное и что-то от других жанров тоже.
Проще сказать, какую музыку я не слушаю. В отличие от Оли, я категорически не перевариваю экстремальный вокал, только чистый. Могу потерпеть, если в песне его немного, но если она вся только из него и состоит – простите, но нет. Из метала в принципе я воспринимаю альтернативный (Alter Bridge) и ню (Korn), хотя есть любимые группы в других поджанрах – Five Finger Death Punch, Motionless in White, Asking Alexandria, Of Mice & Men, Avenged Sevenfold (но тоже не все и не всегда). Не заходят совершенно Rammstein, Megadeth, Slayer, Depeche Mode, The Smashing Pumpkins. С возрастом перестала слушать всю так называемую классику рока – отношусь с уважением, но сколько можно крутить одно и то же? Русский рок тоже остался в прошлом.
Недавно папа решил меня проверить и ставил мне песни из своей молодости, а я их угадывала. Марли, Хендрикс, Джоплин, Стинг… легко! Но осознать свой уровень прошаренности приятно, конечно. Папе, кажется, тоже было приятно, что он меня так воспитал.
На этом, пожалуй, пора заканчивать, чтобы не слишком вас утомить. Историй еще много, может, и для них придет время.
Слушайте хорошую музыку, независимо от жанра, не зацикливайтесь на одних и тех же группах и песнях, открывайте новое и, конечно, не забывайте читать Роккульт! До скорых встреч в эфире!
Катерина Гафт
Читать также: