Рассуждать о необходимости освободить крестьян начали при Екатерине, которая состояла в переписке с французскими философами просветителями Вольтером и Дидро. Правда, тогда императрица настаивала, что в такой огромной стране, как Российская Империя, без крепостного права не обойтись. Но уже ее сын, император Павел 1 смотрел на дело иначе.
Он, хоть и остался в памяти потомков как жестокий самодур, в отношении крестьян, был милостив. Павел издал знаменитый указ о трехдневной барщине. Дело в том, что крестьяне могли нести два типа повинностей. Они либо работали на земле помещика определенное количество дней в неделю, и тогда это называлось барщина, либо рассчитывались с хозяином деньгами – это оброк.
Как именно будет платить крестьянин, решали помещики. И в плодородных областях, где сельским хозяйством заниматься было выгодно, они предпочитали заставлять крестьян работать на своих полях как можно дольше. Доходило до того, что дней на обработку собственного надела у крестьянина вообще не оставалось и даже в воскресенье приходилось работать на барина. С это практикой и пытался бороться император Павел, запретив работы в воскресенье и рекомендуя ограничить барщину тремя днями в неделю.
Вторым его важным нововведением было приведение крестьян к присяге. Теперь они, наряду с другими сословиями, клялись в верности императору. Это, конечно, позволяет некоторым историкам утверждать, что на рабство крепостное право было совсем не похоже. Принесение присяги поддерживает права личности, которых раб лишен по определению. Но на деле, этот шаг был скорее демонстративным. На повседневную жизнь крестьян он оказал мало влияния.
При следующем императоре Александре 1 были освобождены крестьяне Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. И хотя император приветствовал освобождение и в России, решительных действий здесь он не предпринимал. В 1803 году он издал указ о вольных хлебопашцах, который позволял помещикам по собственному желанию крестьян освобождать. Они могли заключить, с отпущенными на свободу, договор, чтобы те свою волю отрабатывали, а могли и просто так, безвозмездно.
Таким образом, государство из дела освобождения крестьян самоустранялось. Хотите, освобождайте, хотите – нет. Правда, император интересовался, сколько человек воспользуется его позволением. Выяснилось, немного. Насчитали всего 161 случай. Но тогда, в эпоху Александра, многие просвещенные дворяне уже стали говорить о необходимости немедленной отмены многовекового рабства. Не все из них понимали, что рабами крестьян сделали их собственные деды и прадеды.
После победы в Отечественной войне 1812 года народ ждал за свой подвиг свободы. И чем дольше царское повеление не приходило, тем сильнее крестьяне начинали волноваться. Когда на престол в 1825 году всходил Николай 1, ждали, что уж он точно издаст повеление, но император этого так и не сделал. Хотя в годы его царствования было создано множество комитетов, обсуждавших, как решить крестьянский вопрос в будущем, и сделано не мало в настоящем. Крестьянам было разрешено приобретать частную собственность, введены запреты на разделение семей и на продажу без земли.
Однако все эти меры не моги решить главного вопроса: «Кому принадлежит помещичья земля?». Крестьяне были уверены, что наделы – это их собственность, просто доходы с них собирает помещик. С точки зрения дворян все обстояло иначе. Давно стерлась грань между вотчиной и поместьем, данным за службу. Все земли передавались по наследству, продавались, переходили из рук в руки в качестве приданного, словом стали частной собственностью.
Освобождение крестьян с землей или без земли – вот над чем ломали копья в комитетах еще со времен Александра 1. И было ясно и то, и то плохо. Отнимать частную собственность, очевидно, противозаконно, да и что делать тогда дворянам, как компенсировать им потери. Освободить крестьян без земли? А чем они будут заниматься? Волнений не избежать.
А поскольку удовлетворить всех было нельзя, то выход искали в том, чтобы растянуть процесс на как можно более долгий срок. Все проекты предполагали переходные периоды в десятки лет. И когда вопросом занялся комитет Александра 2, проекты составлялись точно такие же. Но императору хотелось, чтобы инициатива шла хоть и сверху, но не от него лично. Он надеялся, что на уступки пойдут сами дворяне.
Поэтому был издан рескрипт веленскому губернатору Владимиру Назимову. В нем дворянству разрешалось, а на самом деле было приказано, создать комитеты и представить свои предложения по решению крестьянского вопроса. Вскоре такие указания получили и в других регионах. Государство надеялось решить сразу две проблемы. С одной стороны выработать условия освобождения, подходящие для разных областей, учесть местную специфику, а с другой – заставить дворянство проявить инициативу.
То есть император требовал от дворян, мол, давайте сами предлагайте, как нам решить нерешаемый вопрос. Само собой дворяне не слишком торопились с предложениями, но какие-то проекты, для виду, отсылали. Разбирать их император назначил специальные редакционные комиссии под руководством Якова Ростовцева. До этого, тот руководил военным образованием в Российской Империи и пользовался доверием Александра.
Ростовцев, который до назначения, освобождением крестьян не интересовался, ознакомившись с вопросом, стал горячим сторонником преобразований. В 1859 году он представил проект, который мало учитывал дворянские пожелания. Проблему, чья земля, он рассчитывал решить компромиссом. Крестьян освободить с землей, причем наделы были установлены достаточные для того, чтобы они могли себя полностью обеспечивать. Но помещикам они обязаны выплатить за нее выкуп. То есть права частной собственности помещиков не нарушать, но ограничить.
Сложность была в том, что начиналось то это, якобы, с инициативы дворян. И помещикам было обещано участие в обсуждении и принятии проекта реформы, а теперь было ясно, скандала не избежать. Тогда вместо обещанного общественного обсуждения проекта, в последний момент было решено пригласить в столицу только несколько выборных от дворянских собраний. И то не привлекать их к работе, а лишь опросить как консультантов.
Но в начале 1860 года Ростовцев неожиданно скончался. Руководство реформой перешло к графу Виктору Панину, убежденному противнику отмены крепостного права. Его утверждение у многих вызвало возмущение. Герцен в Колоколе поместил сообщение о назначении Панина в траурной рамке, а великая княгиня Елена Павловна, которую сторонники реформы называли матерью благодетельницей, потребовала от императора объяснений. Однако Александр ответил тете: «Вы Панина не знаете. Его убеждения – точное исполнение моих приказаний».
В результате проект то дописали, но Панин добился того, что многие важные решения Ростовцева в него не вошли. Крестьянские наделы уменьшили, повинности за них увеличили, фактически было сделано все для того, чтобы крестьяне даже после выкупа земли получили недостаточно и были вынуждены наниматься к помещику на работу, а то и вовсе не захотели бы выходить из зависимости.
28 января 1861 года Александр потребовал решить вопрос об отмене крепостного права в ближайшие 2 недели. Оглашение манифеста решили провести в Великий пост, когда мысли верующих заняты покаянием. По епархиям были разосланы указания Синода, подготовить специальные проповеди о послушании властям, но 4 марта император внезапно объявил, что в Москве и Санкт-Петербурге документ будет прочитан на следующий день, в прощеное воскресенье. Он лично зачитал его в Михайловском манеже.
Беспорядков в столице удалось избежать, но беспокоились власти не зря. Сразу после оглашения манифеста, среди крестьян стали ходить слухи, что документ поддельный. А помещики скрывают истинную царскую волю. Крестьяне просто не могли поверить, что император не отдал им земли и что освобождение наступит не прямо сейчас, а когда-то в будущем.
Дело в том, что с объявлением манифеста, крестьяне не становились свободными, а только временно обязанными. Сразу они получали только личные права, кроме того к ним переходили в собственность дома с небольшими участками. Но поля помещик был обязан передать общине в аренду на условиях отработки за нее все той же барщины или уплаты оброка, фиксированного теперь государством, причем суммы платежей даже выросли по сравнению с дореформенными. Фактически положение крестьян стало только хуже.
Выкупить землю в собственность крестьяне могли только по согласованию с помещиком. И только после этого они, наконец, стали бы свободными сельскими обывателями. Но для этого несколько лет следовало выплачивать выкупные платежи. Таких денег у многих крестьян попросту не было. Даже спустя 20 лет в начале1880-х годов, 15% крестьян так и не перешли на выкуп, то есть, по сути, оставались крепостными.
После объявления манифеста по империи прокатилась волна восстаний. В 1861 году их было более тысячи, в три раза больше, чем за предыдущие пять лет. Кроме того непомерные поборы, прекращения поддержки помещиков, которые раньше обеспечивали крестьян и помогали в неурожайные годы и другие изменения разорили деревню. По выкупным платежам накапливались недоимки, которые к началу 20 века составляли около 400% платежей. Только после революции 1905 года правительство их отменило.
Отмена крепостного права в 1861 году не вызвала восторга ни у крестьян ни у помещиков. Казалось бы, крестьян освободили с землей, чем помещики были недовольны, но с недостаточной и за выкуп, а он был таким, что выплатить его крепостные были просто не в состоянии. Крестьянский вопрос еще долгое время оставался актуальным. Неслучайно одним из первых законов советской власти был декрет о земле, но это уже совсем другая история.