Наш самый знаменитый церковный диссидент, диакон Андрей Кураев, в одном из своих постов вновь проявил свое категорическое несогласие с СВО, опубликовав притчу о милосердном самарянине, переложенную на язык современных политических реалий. В этой притче место человека, пострадавшего от разбойников, занимает политический украинец (что, в принципе, равно "бандеровец"), которого настигла беда аккурат на пути из СССР в Евросоюз. Бедняге не помог ни священник (мол, так тебе и надо, нацист проклятый), ни патриарх (а нечего было от братьев-славян отделяться), и только сердобольный гейропеец (да, да, именно так и назван этот новый самарянин) призрел на несчастного и поместил его в гостиницу на полное свое гособеспечение. Заканчивается притча теми же словами, что и притча евангельская: "Кто из них ближний впавшему в разбойники? - Сотворивший ему милость".
Ну что сказать: в первую очередь поражает с какой наглостью дьякон издевается над евангельским текстом, мол, вот я какой крутой, что хочу, то и ворочу, и никто мне ничего не сделает. (Оно и верно: сделать Кураеву хуже, чем есть, уже, наверное, невозможно. Как говорится, если кого хочет Бог наказать).
Происходит это издевательство путем подмены смыслов в ключевых ролях: в роли благочестивого паломника выступает активист евромайдана, разбойники - воины Донбасса и России, левит и священник - духовенство РПЦ, СССР - Иерихон, Иерусалим - (прости, Господи!) Евросоюз, ну и вишенка на торте - самарянин-гей. Надо ли говорить, что, представленная в таком изуродованном виде, притча теряет свой духовно-назидательный смысл, даже при том, что вывод из нее сделан чисто евангельский.
Глядя на этот адский цирк (простите, других слов просто не нашел), всё ещё не могу поверить, что это пишет вчерашний апологет Православия, известный миссионер, долгое время официальный спикер Русской Церкви. Случались, конечно, и прошлом подобные метаморфозы: преподаватель Ленинградской духовной академии прот. Осипов, например, в 60-е годы отрекся от Христа, объявил себя атеистом и сделался горячим проповедником безбожия.
Но в том-то и дело, что Кураев прямо от Христа не отрекается, а ради каких-то непонятных амбиций объявляет себя защитником Христа, выступая в роли эксклюзивного толкователя Его слов. Будто бы только ему одному сегодня понятны все глубины Евангелия, которое официальная церковь "только целует", а смысла его не понимает.
Противопоставляя себя Церкви в понимании Евангелия, Кураев констатирует, что Церковь, в отличие от него, не знает Христа. А это значит, что Тот, Которого она проповедует и не Христос вовсе. Чтобы позиция Кураева выглядела безупречной, ему остаётся сделать последний шаг - назвать церковного Христа Антихристом. Но он этого не делает, т.к. тогда лишится ореола "мученика системы", который ему создают его неумеренные почитатели из числа как внутрицерковных диссидентов, так и представителей либеральной общественности.
Долго ли будет продолжаться эта кампания по очернению Церкви ее собственным служителем, и что ещё должен переступить Кураев, чтобы стало понятно - это не борьба за чистоту рядов, а примитивный диссидентской чёс - неизвестно. Но конец будет однозначно, - нельзя бесконечно испытывать долготерпение Божие.
Что же касается метода аккомодации, применённого в вышеизложенной притче, то, как это не парадоксально, при некоторых уточнениях с ним вполне можно согласиться. Ну посудите сами: не похожа ли нынешняя Украина на избитого человека? Следует только добавить, что человек этот ещё недавно бегал по стране избивая и сжигая всех, кто не согласен с его "еуропэйським" выбором. То, что бедняге в итоге перепало, - вполне себе законный итог его поведения.
Далее: священник и патриарх не просто шли мимо, а целенаправленно посещали несчастного, желая его наставить на путь истинный. В ответ же слышали от него только предложение идти туда, куда он то и дело посылает "русский военный корабль". А насильно, сами знаете, мил не будешь.
Но, несмотря ни на что, радости хороняке всё-таки привалило: заметил его гей европейский, да и предложил ему все блага своей цивилизации. Опять же, не совсем бесплатно: или хлебушком из закромов народных плати, или, извините, натурой расплачивайся.
Ну а выводы из сей притчи каждый пусть делает сам: кого там ближним считать, а что за милость принимать.
Да, и уж если и искать в Евангелии аналогии сегодняшнему кризису на Украине, то мне лично ближе история с исцелением Гадаринского бесноватого. Об этом, кстати, несколько лет назад мне уже приходилось писать, и опять-таки, в связи с другим выступлением Кураева.