Это состояние, в котором человек бездействует и занимает пассивную позицию. При этом у него есть все инструменты для изменений.
Как возникает выученная беспомощность.
Очень просто. Если взрослому или ребенку часто «бить по рукам», не замечать инициативу, то рано или поздно он прекратит себя проявлять. Потому что в этом для него не будет смысла. Ведь чтобы он не сделал, все равно ничего не изменится, его дела и поступки никто не заметит и не оценит труды.
Все, человек уходит в пассивную позицию, становится инертным и у него пропадает мотивация.
Пример 1 «Маша и главбух»
Нина Борисовна — главбух компании, была грузной и немного уставшей от жизни женщиной. Она была высокого мнения о своих знаниях и уверена, что никто не знает больше, чем она.
Света работала заместителем главбуха и была активной девушкой. Любила свою профессию и постоянно повышала квалификацию. На собраниях часто предлагала способы снижения затрат. Главбух на это никак не реагировала.
Свету это очень расстраивало, она чувствовала, что все ее усилия и профессионализм пропадают даром. Перед очередным собранием она решила больше ничего не советовать, потому что все равно это никому не надо. Пусть все идет как идет. Она решила просто молча делать свой участок работы. Главное, чтобы деньги платили.
Все.
Пример 2. «Федя и полы»
Федя рос подвижным мальчиком. Он очень любил маму и хотел сделать ей приятно. И вот он решил к маминому приходу помыть полы. Налил ведро воды, щедро добавил в него моющего средства и давай наяривать.
Намыл их где-то до блеска, где-то до пены на плинтусах, но все-таки помыл. Федя чувствовал себя героем из вселенной Marvel.
Пришла мама. У нее чуть не случился сердечный приступ, когда она увидела пену на плинтусах, мыльные разводы на ламинате и мокрую окантовку штор. Она отчитала Федю.
Федя расстроился, но не сдался. В выходные он решил снова попытать счастья и помыть полы. Пусть мама порадуется. Но мама не обрадовалась. Она стала отчитывать его за медлительность, что он не так моет, не так держит швабру и плохо отжимает тряпку.
Федя решил больше никогда не мыть полы и вообще не предлагать свою помощь по дому.
Все.
Знаете, что бывает дальше? Мама со временем начинает уставать и ждать от сына помощи по дому. Она ее не получает и начинает пилить сына, что он не помогает, безынициативен, что она на работе устает, а ему плевать.
Со временем его «ракушка» будет все плотней, а голос мамы все глуше.
Можно как-то решить вопрос с выученной беспомощностью? Конечно. Для этого есть целая система действий + нужно время и терпение.
А как у вас обстоят дела с выученной беспомощностью?