Претензионный порядок урегулирования спора представляет собой обращение к лицу, нарушившему право, до предъявления иска в суд с обоснованным требованием устранить нарушение права, например таким как: расторгнуть договор и вернуть денежные средства, уплаченные за товар или услугу, выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.
Досудебный порядок урегулирования спора бывает обязательным и не обязательным.
Обязательный досудебный претензионный порядок нарушать нельзя, так как если его не соблюсти, суд не будет рассматривать поданное исковое заявление.
Необязательный досудебный порядок урегулирования спора потому и необязательный, что в случае его несоблюдения суд примет исковое заявление и будет его рассматривать. Однако его рекомендуется соблюдать для более эффективной защиты права и наказания обидчика.
Рассмотрим, в каких случаях потребитель обязан подать претензию до обращения в суд, а в каких нет, но желательно.
Соблюдение претензионного порядка обязательно.
Необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, как правило, установлена законом, регулирующем оказание тех или иных услуг.
Обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих случаях:
- неисполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи;
- претензии, связанные с перевозкой груза, пассажира, багажа в зависимости от вида транспорта или связанные с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом;
- заявление требований об осуществлении страхового возмещения по договору ОСАГО;
- претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров;
- заявление требования к финансовой организации. В данному случае предусмотрен двойной досудебный порядок урегулирования спора: сначала необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию, а после его рассмотрения - к финансовому уполномоченному.
- если потребитель намерен изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
Соблюдение претензионного порядка не обязательно, но целесообразно.
Для потребителя досудебный порядок важен также в тех случаях, когда законодательством установлены определенные сроки для удовлетворения требований потребителя, которые исчисляются со дня предъявления требования к организации или индивидуальному предпринимателю, например:
- семь дней на замену некачественного товара (если недостаток очевиден;
- десять дней на возврат уплаченной за товар денежной суммы.
Заявление такого требования сразу в суд лишено смысла, поскольку продавец до предъявления требований к нему не может знать о возникновении у потребителя претензий, а при предъявлении таковых может добровольно удовлетворить требования потребителя.
Если же требования потребителя не будут исполнены в добровольном порядке, то при обращении в суд последний взыскивает в пользу потребителя штрафа в размере 50% от присужденной ему суммы стоимости товара и неустойки за каждый день просрочки удовлетворения его претензии.
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, поставьте лайк 👍
Если считаете, данная статья будет ещё кому-нибудь полезна. поделитесь публикацией в социальных сетях.
Может быть интересно:
Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили).
#как написать претензию #досудебная претензия
#защита прав потребителей #закон о защите прав потребителей #подать иск в суд