21 ноября 1944 года транспортный корабль норвежского Бергенского пароходства «Ригель» направился в сторону города Тронхейма. Поскольку Германия «реквизировала» его ещё в 1940 году, теперь им управляли немцы. От норвежского экипажа отказались после попытки моряков вернуть корабль.
«Ригель» работал на немцев все эти годы. На нём перебрасывались солдаты вермахта, либо шла транспортировка военной техники. Но этот рейс был особым.
На борт в Бьерквике загрузили около тысячи военнопленных. После двух дополнительных остановок на «Ригеле» согласно документам плыли уже 2838 человек. Из них 2248 пленных красноармейцев. Корабль шёл в сопровождении конвоя из немецких патрульных катеров.
Пленные были загнаны в грузовые трюмы. Отсутствовала вентиляция и даже минимальные санитарно-бытовые условия. Тех, кто «менее провинился» перед нацистским режимом, везли на палубе.
Британским лётчикам был отдан приказ бомбить военный корабль. Увидев значительное число людей на палубе, лётчики и сами могли предположить, что это десантный корабль, который переправляет подкрепление для немецкой армии в Центральную Европу. Новые войска на Западном фронте не ждали.
«Ригель» обнаружили и атаковали между островами Русёйя и Хьётта. Атакующие самолёты пошли с авианосца «Имплакейбл».
Пока бомбардировщики подходили на низких высотах, немцы пытались отбиться. Но британские атаки шли одна за другой. Пару точных попаданий и корабль стал тонуть. Лестницы, ведущие из трюма, пострадали одними из первых. Поэтому спастись оттуда было практически невозможно.
Шансы у тех, кто был на палубе казались выше, но здесь развернулась буквальная битва за средства спасения. Здесь бушевал пожар. Трюмы заливало ледяной водой. Всего по официальным данным выжило 267 человек. Большей части из них удалось выбраться благодаря тому, что капитан Роде «бросил» корабль на мель.
Один из выживших, норвежец Асбьерн Шульц, позднее вспомнит, как британцы долгое время расстреливали тех, кто барахтался в воде и на спасательных плотах. Он выбрался на берег вместе с немцем и советским военнопленным. После этого пути их предсказуемо разошлись.
Норвежский историк Тронд Карлсен полагает, что представители британских ВВС не были осведомлены разведкой о перевозке такого количества военнопленных. Кроме того, по соглашению между Норвегией и Великобританией с осени 1944 года англичане имели право спокойно топить любое судно к северу от Ставангера без всяких расследований. Быть может, немцы просто хотели таким способом «утилизировать» корабль и всех, кто был на его борту?
«Ригель» оставался на месте крушения ещё почти 30 лет после окончания войны. В 1969 году на острове Тьётта, наконец, сумели предать земле останки тех, кто не смог выбраться тогда из трюма.
Становился ясным конец войны. И всё меньше нужны были живые свидетели преступлений нацистов. Кто знает, возможно советским военнопленным удалось бы протянуть ещё те полгода, которые оставались до Победы. И тогда на Родину вернулось бы на две с лишним тысячи человек больше.
Если бы не фатальная ошибка союзников, или трезвый немецкий растёт. Теперь уже об этом мы точно никогда не узнаем.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.