Найти тему
LogoDoca

На что должен обратить внимание родитель или, как говорит ребенок?

Вы каждый день видите своего ребенка и в какой-то момент заметили, что он как-то не так говорит. Можно сразу побежать к логопеду, но есть возможность сначала попробовать изучить этот вопрос самостоятельно. Для этого можно изучить предложенную по теме литературу, пройти экспресс-тесты, которые покажут общую картину речевого развития вашего ребенка.

На что обратить внимание родитель или, как должен говорить ребенок?

Что можно сказать о речи ребенка до года, в норме он должен гулить и лепетать, т.е. произносить всякие смешные звуки, которые так радуют взрослых, например, «агу», «кх», «окх» и д.р. Еще ребенок должен издавать и повторять слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. Если ребенок этого не делает, то по достижению одного года с малышом нужно обратиться к логопеду.

От года до полутора лет ребёнок пытается говорить отдельными словами, дополняя их мимикой и жестами, а также интонацией. Словарный запас еще мал, в среднем он составляет 30 слов, в которые входят слова-предметы и действия.

Обратите внимание, когда родитель при общении с ребенком такого возраста использует описание предмета, например, красный мяч, вкусный чай, то малыш быстро их запоминает и начинает использовать в речи.

К двум годам ребенок должен в речи использовать простые предложения, которые составляются сначала из 2-3 слов, постепенно увеличиваясь до четырех слов в речевом высказывании.

В два с половиной года ваше чадо станет много говорить потому, что его словарный запас постепенно увеличивается, могут появляться новые слова, простые вопросы, например, «Куда?», «Почему?» и т.д. Речь становиться очень эмоциональной.

Обратите внимание, что если же к этому времени ребенок все еще лопочет, говорить только отдельные слова и их немного, а в основном он говорит, как «иностранец», вам стоит не ждать трех лет, а поторопиться к логопеду. Если к трем годам малыш отказывается говорить, то не стоит медлить, а нужно обратиться к специалистам и убедиться, что у ребенка нет алалии.

-2

Между тем, в районе трех лет ребенок уже пытается изменять слова, используя падежи, понимает и выполняет задания из двух инструкций (иди, принеси), а также предлоги, указывающие на положение на, под.  В средней части слова может пропускает слоги для того, что бы ему было проще их произносить. Произношение звуков еще не сформировано, поэтому неустойчиво, поэтому малыш произносит их, то правильно, то нет.

В возрасте от трех до четырех лет продолжает улучшаться звукопроизношение, добавляются звуки, увеличивается словарь. Он уже описывает предметы, использует для этого названия цветов, размер (большой, маленький). В его речи появляются местоимения такие, как «я», «мне», «ты». Он может назвать свое имя, сказать, сколько ему лет и кто он мальчик или девочка.

Он сможет понять слова-обобщения, правильно использовать прилагательное с существительным, у которого мужской и женский род, использовать суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. Правильно строит предложения прямого или обратного порядка слов, например, «Мама дай мяч», «Сок дай мама», связывая слова в  них союзами, окончаниями и предлогами.

С четырех до пяти лет словарь ребенка вырастает до 2000 слов. Он уже использует наречия, которые характеризую пространство и время, например, потом, скоро, формы слов во множественном числе. Это время «словотворчества», оно указывает на усвоение процессов словообразования, при этом ребенок может, как правильно изменять слова, так и неправильно, например, мой-моёный.

Обратите внимание, если взрослый будет поправлять ребенка, то он быстрее усвоит правильную форму слов.

У большинства детей звукопроизношение закончило формироваться, т.е. они произносят все звуки правильно. Хотя еще могут наблюдаться замены свистящих и шипящих звуков, а также может быть нарушено звукопроизношение «Р» и «Р`».Формирование связной речи еще не закончено, поэтому ребенок не всегда последователен, хотя пересказ уже доступен. Память уже достаточно сформирована, поэтому для её лучшего  развития можно заучивать стихотворения.

Родителям нужно обратить внимание, если ребенку уже пять лет, а он до сих пор коверкает слова, смягчая в них звуки (столь, а не стол), заменяет, искажает или пропускает много звуков, слоги в словах (тол, а не стол; хотю, а не хочу; моко, а не молоко). В этом случае ребенок уже не балуется, ему нужна помощь логопеда потому, что сам он не справиться.

Как проверить, есть ли у вашего ребнка проблемы с речью?

Вы сможете сделать это сами, с помощью экспресс-тестов для разных звуков, которые можно выполнить за несколько минут и получить рекомендации.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте "Logodoca": https://logodoca.ru/2021/02/02/normy-rechevogo-razvitiya-u-detej-doshkolnikov/