Найти тему

Есть ли жизнь после ПНД?

Вопрос далеко не праздный, особенно для тех, кого коснулись психические или психологические проблемы. Как отмечает врач-психиатр Антон Елисеенко, до сих пор нерешенной остается проблема стигматизации, с которой сталкиваются люди, перешагнувшие порог диспансера.

Стигматизация – это навешивание социальных ярлыков. В нашем случае жертвой стигматизации становятся люди с психическими особенностями. С этим связаны мифы о том, что у психиатра наблюдаются только «сумасшедшие», опасные для общества люди. И неважно, что статистические данные говорят о том, что количество агрессивных «больных» не превышает количество агрессивных среди условно «здоровых». Далеко не все обыватели с ними знакомы.

Все эти стереотипы уходят корнями в прошлое. Тогда медицина не достигала современного уровня развития. В психиатрические лечебницы попадали люди с бредом или галлюцинациями, а условия в таких больницах были часто хуже, чем в тюрьмах. Туда не помещали людей с депрессией, тревожными расстройствами или ОКР. Эти заболевания не считались чем-то серьёзным. Например, во времена Пушкина депрессию называли сплином или хандрой. Её лечили, в основном, прогулками.

Антон Елисеенко: «Сейчас ситуация другая. Надо заметить, что и общественное восприятие проблемы меняется. Но не так быстро, как бы хотелось. Большую роль играет и страх перед «постановкой на учёт». Ведь это обещает проблемы с получением водительских прав и устройством на некоторые виды работ. Эти ограничение, кстати, тоже мешают преодолению стигматизации.

Иногда пациент встречается с формальным отношением со стороны врача. Порой специалист уделяет пришедшему на приём недостаточно времени. Что, в свою очередь, нередко мешает постановки точного диагноза. Это происходит не везде, и не всегда, но проблема всё-таки существует. Сегодня принимаются меры для её преодоления, в частности, активизировалась работа дневных стационаров, при диспансерах создаются психотерапевтические группы. Там не просто выписывают медикаменты, а помогают пациентам разобраться в своих проблемах».

Так есть ли жизнь после ПНД? Да, конечно же есть! Самая главная задача любого направления психиатрии – получение пациентом квалифицированной помощи. Но лучше всего это делать у проверенных врачей, и в тех местах, где вам точно помогут.