Найти в Дзене
r.smirnof

Простым ли языком написаны ПДД про приоритет трамваев? Загадка про крайнее левое положение

Да, многие считают, что трамвай дальше рельсов не уедет. Однако он, тем не менее, представляет для участников движения немалую опасность. Особенно, если не уступить ему дорогу или попытаться его остановить своим авто.⁣ В конце поста узнаете о довольном занятом пробеле в ПДД, который нельзя однозначно объяснить. Раз уж я пишу посты о безопасности, то решил объединить всё, что касается приоритета трамваев и движения по трамвайным путям, в один пост.⁣⁣ Перекрёстки регулируемые При зелёном сигнале светофора, куда бы трамвай не ехал, у него преимущество — уступите: При движении трамвая в направлении включённой стрелки (в боковой секции) и красном сигнале светофора трамвай уступает всем, кто движется на зелёный основной сигнал: Перекрёстки равнозначные У трамвая на них всегда преимущество — уступите: Перекрёстки неравнозначные Если движетесь по главной, а трамвай по второстепенной, то он уступает. Но если вы оба движетесь по главной или по второстепенной — уступаете вы⁣: Трамвай пересекает
Оглавление

Да, многие считают, что трамвай дальше рельсов не уедет. Однако он, тем не менее, представляет для участников движения немалую опасность. Особенно, если не уступить ему дорогу или попытаться его остановить своим авто.⁣

В конце поста узнаете о довольном занятом пробеле в ПДД, который нельзя однозначно объяснить.

Раз уж я пишу посты о безопасности, то решил объединить всё, что касается приоритета трамваев и движения по трамвайным путям, в один пост.⁣⁣

Перекрёстки регулируемые

При зелёном сигнале светофора, куда бы трамвай не ехал, у него преимущество — уступите:

Трамвай проедет первым
Трамвай проедет первым

При движении трамвая в направлении включённой стрелки (в боковой секции) и красном сигнале светофора трамвай уступает всем, кто движется на зелёный основной сигнал:

Автомобиль, что слева, проедет первым, если у него включен зеленый основной
Автомобиль, что слева, проедет первым, если у него включен зеленый основной

Перекрёстки равнозначные

У трамвая на них всегда преимущество — уступите:

Уступаем, даже если нет такого дорожного знака
Уступаем, даже если нет такого дорожного знака

Перекрёстки неравнозначные

Если движетесь по главной, а трамвай по второстепенной, то он уступает. Но если вы оба движетесь по главной или по второстепенной — уступаете вы⁣:

-5

Трамвай пересекает дорогу⁣⁣

Вне перекрёстка у трамвая приоритет — уступите:

Пересекая проезжую часть, трамвай имеет преимущество (пункт 18.1)
Пересекая проезжую часть, трамвай имеет преимущество (пункт 18.1)

Но если трамвай выезжает из депо, уступать не нужно.⁣⁣

Движение по трамвайным путям

Довольно распространено заблуждение в том, что ездить по трамвайным путям запрещено. Это не так. Когда все полосы заняты, вы можете двигаться по путям, если они на одном уровне с проезжей частью и нет сплошной линии разметки (бордюров) вдоль путей.⁣⁣

Однако при наличии дорожных знаков "Направление движения по полосам (по полосе)" и (или) соответствующей разметки проезжать перекресток по путям в прямом направлении запрещено:

Видим дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 - уезжаем с путей (пункт 9.6)
Видим дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 - уезжаем с путей (пункт 9.6)
При наличии дорожной разметки 1.18 двигаться по путям запрещается
При наличии дорожной разметки 1.18 двигаться по путям запрещается

Поворот налево и разворот

Тут тоже много недопонимания. На деле с перекрёстками всё просто: если нет знаков движения по полосам и (или) разметки, указывающей направление движения, то поворачиваем налево (разворачиваемся) с попутных трамвайных путей:

Пункт 8.5 регламентирует выполнение маневра левого поворота или разворота с трамвайных путей, если нет предписывающих знаков и (или) разметки
Пункт 8.5 регламентирует выполнение маневра левого поворота или разворота с трамвайных путей, если нет предписывающих знаков и (или) разметки

Не забудьте оглянуться: если за вами движется трамвай — его вначале лучше пропустить, так как создавать помеху трамваю запрещено:

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю

Далее речь пойдет про правила выполнения маневров поворота налево и разворота вне перекрестка. И тут есть, о чем подумать

Поворот налево (разворот) вне перекрёстка — следует уступить попутному трамваю (и встречным трамваям, автомобилям). А вот насчёт крайнего левого положения в пункте 8.8 ПДД содержится неоднозначная формулировка:

При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

На мой взгляд, такая формулировка позволяет толковать этот пункт правил следующим образом: перед поворотом налево или разворотом следует уступить дорогу попутному трамваю, то есть, ваше транспортное средство не должно находиться на путях, а затем выполнить маневр поворота налево или разворота.

Но как продолжить выполнение маневра: с попутных путей или же заезжать на них не следует?

Читаем дальше:

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)...

Хм. Упоминается крайнее левое положение, причем только в контексте разворота, но снова неясно где оно: на попутных путях или на ближайшей к ним левой точке?

Попробуем обратиться еще к пункту 9.6 ПДД:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю...

Но пункт 9.6, разрешая нам поворот налево или разворот с трамвайных путей, снова отсылает нас к пункту 8.5, что я указал выше.

Возникает вопрос: если пункт 8.5 предписывает выполнять маневр поворота налево (или разворота) с попутных трамвайных путей, то для чего введён пункт 8.8?

И обратите внимание: в пункте 8.8 не сказано про безрельсовые транспортные средства, которые могут двигаться за трамваем в соответствии с пунктом 9.6. Им-то уступать не следует?

Полагаю, следовало бы сформулировать пункт 8.8 (абзац 1) следующим образом:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот вне перекрестка должны выполняться с них, если выезд на трамвайные пути не запрещен дорожными знаками или разметкой. При этом водители безрельсовых транспортных средств обязаны уступить дорогу трамваю попутного направления, транспортным средствам, движущимся по трамвайным путям попутного направления, а также встречным транспортным средствам

А вообще, как безопаснее?

Представим ситуацию: вы намерены повернуть налево на дороге с трамвайным движением. Позади вас движется трамвай, значит, его нужно пропустить, остановившись, а затем приступить к маневру. И если вы остановились, то безопаснее осуществить маневр поворота сразу, не выезжая на попутные пути, предварительно убедившись, что никому не создадите помех, правильно?

Кстати, в Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968) об этом говорится:

Перед поворотом направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение водитель должен, если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, - приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр

Так вот, если, пропустив трамвай, вы еще заедете на его путь для дальнейшего поворота, то это вряд ли можно признать более коротким маневром. А значит он и не безопаснее.

Другое дело, когда за вами нет трамвая: тут можно свободно (при отсутствии запретов) заехать на пути и с них повернуть.

Кажется, всё встало на свои места.

Раз уже ПДД чёткого ответа на поднятый мной вопрос не содержат, считаю, что маневр допускается выполнять как с попутных трамвайных путей при отсутствии запрета в виде знаков или разметки, так и из ближайшего к ним левого положения, если за вами движется трамвай, который вы обязаны пропустить.

Если считаете, что я не прав или вы где-то встречали разъяснения на сей счёт - прошу поделиться.

До скорого.

Палец вверх, если статья занятная.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи.