Если с ребенком никто не дружит, а он от этого страдает, то родителям важно поспособствовать ему, разобравшись в причинах.
Ценными советами с нами поделился педагог дошкольного образования, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова с 25-летним стажем педагогической деятельности.
Низкая самооценка
Ребенок недооценивает себя, если родители предъявляют к нему завышенные требования и ожидания или он не успешен в детском саду или школе. Ребенок плохо учится, не самостоятелен, пассивен, имеет дефекты речи или внешности. Он излишне критичен к себе, не уверен, стеснителен, пытается вызвать жалость, не начинает общение первым, боится ошибок, тревожен и обидчив.
Во избежание этого создайте условия, в которых ребенок почувствует себя успешным:
- В соответствии с его индивидуальными способностями подберите интересные для малыша или подростка занятия, кружок или секцию.
- Внимательно относитесь к просьбам и вопросам, которые волнуют ребенка.
- Отодвиньте на второй план собственные амбиции и уменьшите уровень своих притязаний. Смените ключевую установку: «Ты должен стать Звездой!» — на совершенно иной ориентир: «Ты сможешь добиться успеха, если...».
- Поддерживайте любые проявления самостоятельности и предоставляйте ребенку разумный выбор. Доверяйте ему решение задач, имеющих нравственное содержание: попросите ребенка поделиться знаниями и опытом с младшим членом семьи, поухаживать за питомцем, оказать помощь близким или друзьям.
Важно и самим родителям работать над собственной самооценкой, ведь связи здесь очевидны и значимы.
Нет опыта общения с другими детьми
Это происходит, когда взрослые занимают собой всю жизнь ребенка, ограничивая его общение с «плохими сверстниками» или компенсируя собственный дефицит общения. В результате такие дети хорошо ориентируются в мире взрослых, но не понимают того, чем живут их сверстники.
Что можно сделать:
- Постарайтесь чаще бывать в разных детских коллективах — это помогает сформировать социальные навыки.
- Позволяйте детям самим себя развлекать: без взрослых и аниматоров находить интересные дела, договариваться и принимать совместные решения.
- На собственном примере покажите ребенку, как правильно предложить помощь и отказаться от нее, начать игру или разговор.
Учите детей быть вежливыми и правдивыми, делиться, помогать, понимать и проявлять сочувствие.
Агрессивное поведение
Необязательно оно проявляется в нападении или резкой реакции. Скрытую агрессию часто принимают за «плохой характер», когда ребенок причиняет вред природе, раздражителен, пытается подавить других, спорит, вспыльчив, провоцирует ссоры, злорадствует или шантажирует сверстников.
Что предпринять:
- Не демонстрируйте ребенку собственные проявления негативных или агрессивных эмоций и соответствующий контент из средств массовой информации или фильмов.
- Сориентируйте внимание малыша или подростка на заботу о животных, творчество, конструирование и занятия спортом.
- Покажите, что вы поддерживаете ребенка и понимаете его чувства, приглашая его к диалогу и говоря: «Конечно, тебе обидно…»; «Я тебя понимаю…». Помните, что при этом не работают угрозы или фразы, сказанные в приказном порядке.
У ребенка может не быть друзей также из-за недружного коллектива, языкового барьера, отсутствия социальных навыков, культуры общения и поведения, неадекватного стремления к лидерству и превосходству.
Отсутствие друзей у ребенка — это повод для родителей задуматься о себе и своих методах воспитания. Не стоит игнорировать и прятать проблему за успокаивающей фразой: «Мой ребенок не нуждается в общении, он самодостаточен!» Важно вовремя принять меры, помочь и поддержать человека, который еще только учится жить, и тогда у него будет много новых и интересных друзей.
О том, как друзья могут разрушить семью - читайте в статье на нашем сайте.