Вышка, я 150й к движению готов! Так начинался мой путь по танкодрому на этой машине в далёкие годы моей армейской службы.
Сегодняшний рассказ я хочу посвятить универсальной и незаменимой рабочей лошадке сухопутных войск Многоцелевому транспортеру-тягачу лёгкого бронирования и его модификациям. К тому же опыт общения с этой машиной у меня довольно солидный, поэтому буду писать с лёгкой ностальгией по армейским денечкам, навсегда ушедшей юности в сапогах.
Служил я инструктором по вождению МТ-ЛБВ в звании сержанта в ЗВО. В рубке, за рычагами я, наверное, провел около двух третей своих армейских дней.
Итак, поехали. МТ-ЛБ или Моталыга это универсальное средство для перевозки грузов, буксировки прицепов и орудий, личного состава, по местам где плохие дороги или очень хорошее бездорожье.
Этому товарищу все едино, глина, грязь, брод проедем везде, где не проедем - проплывем, да да, господа, это штука весом в 11 тонн ещё и плавает, правда очень медленно около 5 км/ч и на воде ей крайне сложно управлять.
На машине установлен дизельный V-образный двигатель ЯМЗ-238, выдающий 240 л.с., если бы я был синоптиком, добавил бы что 240 л.с. ощущаются, как 500. Двигатель установлен в средней части машины сразу за местом механика-водителя, поэтому вся его мощь ощущается в полной мере.
Расход конский примерно 1 л на 1 км. Объем баков, а их у нас 4 штуки, 500 л, соответственно запас хода 500 км. Два бака расположены сзади в верхней части корпуса у распашных дверей десантного отделения, два нижних бака представляют из себя сидения для десанта, такая себе оптимизация компоновки.
Машина оснащена противопулевой защитой, но рассчитывать на нее не стоит, МТ-ЛБ это все таки не танк и не боевая машина а, именно, транспорт.
МТ-ЛБ может оснащаться башенкой, в которой устанавливается Пулемет Калашникова Танковый калибром 7,62 мм. Пулемет нужен исключительно для самообороны и в серьезной заварухе поможет едва ли.
По шоссе Моталыга может развивать скорость до 60 км/ч и до 5 км/ч на воде. На пересечённой местности скорость регулируется исключительно желанием механика водителя сохранить в порядке зубы и пятую точку.
Машина обладает уникальной ремонтопригодностью, все что выходит из строя может ремонтироваться непосредственно экипажем машины с помощью лома, кувалды и такой то матери, проверено личным опытом.
Наиболее частой проблемой был разрыв башмака или трака, как следствие слёт гусеницы. Кувалда, лом, выколотка и помощь друга решали эту проблему достаточно быстро.
О каком то комфорте говорить не приходится, обстановка в рубке - спартанская.
По центру между ногами механика-водителя рычаги поворота, костыль справа рычаг КПП из удобств белая краска и мягкое сидение, правда сидя мы ездили редко, чаще стоя, высунув голову в открытый люк. Ветер, пыль, дым все в глаза - романтика!
На месте командира машины установлена рация и пулемётная башенка с электроспуском.
В десантном отделении установлены 2 аккумулятора и котел обогреватель, у которого если не следить за машиной очень быстро вырастали ноги.
Эта машина использовалась в Афгане, обеих чеченских кампаниях, в Грузии, теперь вот выполняет свои функции на Украине.
На ее базе собрано не мало модификаций и боевых машин:
Гаубица "Гвоздика"
Самоходное шасси миномётного комплекса "Дева"
ЗРК "Стрела 10св"
ПТРК "Штурм С"
И многие другие машины.
Кроме простоты ремонта МТ-ЛБ обладает уникальной проходимостью, особенно в варианте "В" с широкими болотоходными гусеницами. Именно этот сочетание качеств и делает его незаменимым для армии.
Так что, наверное, и спустя ещё десяток лет моталыги будут уверенно взрывать грязь танкодромов, а чумазые механики-водители, закурив сигарету и подставив свое лицо встречному ветру, будут постигать нелегкую науку военного вождения.
Подписывайтесь на канал!
Если вам понравился материал, пишите в комментариях, и мы будем чаще писать про армейскую технику ну и, конечно, рассказывать армейские байки)