Найти тему
х.новости

Рабочая лошадка сухопутных войск, или МТ-ЛБ

Вот он красавец МТ-ЛБВ
Вот он красавец МТ-ЛБВ

Вышка, я 150й к движению готов! Так начинался мой путь по танкодрому на этой машине в далёкие годы моей армейской службы.

Сегодняшний рассказ я хочу посвятить универсальной и незаменимой рабочей лошадке сухопутных войск Многоцелевому транспортеру-тягачу лёгкого бронирования и его модификациям. К тому же опыт общения с этой машиной у меня довольно солидный, поэтому буду писать с лёгкой ностальгией по армейским денечкам, навсегда ушедшей юности в сапогах.

Служил я инструктором по вождению МТ-ЛБВ в звании сержанта в ЗВО. В рубке, за рычагами я, наверное, провел около двух третей своих армейских дней.

Итак, поехали. МТ-ЛБ или Моталыга это универсальное средство для перевозки грузов, буксировки прицепов и орудий, личного состава, по местам где плохие дороги или очень хорошее бездорожье.

Этому товарищу все едино, глина, грязь, брод проедем везде, где не проедем - проплывем, да да, господа, это штука весом в 11 тонн ещё и плавает, правда очень медленно около 5 км/ч и на воде ей крайне сложно управлять.

На машине установлен дизельный V-образный двигатель ЯМЗ-238, выдающий 240 л.с., если бы я был синоптиком, добавил бы что 240 л.с. ощущаются, как 500. Двигатель установлен в средней части машины сразу за местом механика-водителя, поэтому вся его мощь ощущается в полной мере.

Расход конский примерно 1 л на 1 км. Объем баков, а их у нас 4 штуки, 500 л, соответственно запас хода 500 км. Два бака расположены сзади в верхней части корпуса у распашных дверей десантного отделения, два нижних бака представляют из себя сидения для десанта, такая себе оптимизация компоновки.

Машина оснащена противопулевой защитой, но рассчитывать на нее не стоит, МТ-ЛБ это все таки не танк и не боевая машина а, именно, транспорт.

МТ-ЛБ может оснащаться башенкой, в которой устанавливается Пулемет Калашникова Танковый калибром 7,62 мм. Пулемет нужен исключительно для самообороны и в серьезной заварухе поможет едва ли.

По шоссе Моталыга может развивать скорость до 60 км/ч и до 5 км/ч на воде. На пересечённой местности скорость регулируется исключительно желанием механика водителя сохранить в порядке зубы и пятую точку.

Машина обладает уникальной ремонтопригодностью, все что выходит из строя может ремонтироваться непосредственно экипажем машины с помощью лома, кувалды и такой то матери, проверено личным опытом.

Немного встрял после брода, фотография из личного архива за рычагами был я.
Немного встрял после брода, фотография из личного архива за рычагами был я.

Наиболее частой проблемой был разрыв башмака или трака, как следствие слёт гусеницы. Кувалда, лом, выколотка и помощь друга решали эту проблему достаточно быстро.

Двигаемся маршем в составе колонны, стокилометровый марш
Двигаемся маршем в составе колонны, стокилометровый марш

О каком то комфорте говорить не приходится, обстановка в рубке - спартанская.

-4

По центру между ногами механика-водителя рычаги поворота, костыль справа рычаг КПП из удобств белая краска и мягкое сидение, правда сидя мы ездили редко, чаще стоя, высунув голову в открытый люк. Ветер, пыль, дым все в глаза - романтика!

На месте командира машины установлена рация и пулемётная башенка с электроспуском.

В десантном отделении установлены 2 аккумулятора и котел обогреватель, у которого если не следить за машиной очень быстро вырастали ноги.

Эта машина использовалась в Афгане, обеих чеченских кампаниях, в Грузии, теперь вот выполняет свои функции на Украине.

На ее базе собрано не мало модификаций и боевых машин:

Гаубица "Гвоздика"

Самоходное шасси миномётного комплекса "Дева"

ЗРК "Стрела 10св"

ПТРК "Штурм С"

И многие другие машины.

Кроме простоты ремонта МТ-ЛБ обладает уникальной проходимостью, особенно в варианте "В" с широкими болотоходными гусеницами. Именно этот сочетание качеств и делает его незаменимым для армии.

Так что, наверное, и спустя ещё десяток лет моталыги будут уверенно взрывать грязь танкодромов, а чумазые механики-водители, закурив сигарету и подставив свое лицо встречному ветру, будут постигать нелегкую науку военного вождения.

Подписывайтесь на канал!

Если вам понравился материал, пишите в комментариях, и мы будем чаще писать про армейскую технику ну и, конечно, рассказывать армейские байки)