Фильм «Заснеженные кедры» (1999) в свою бытность номинировали даже на «Оскар», но в итоге награду не дали. Может быть, тема показалась излишне щекотливой. Может быть, кино-академики просто не любят нуар.
Режиссер австралийского происхождения Скотт Хикс весьма успешно совмещал драматические подходы с сюжетами, достойными мрачных триллеров, выдавая зрителю в итоге нечто необычное. В качестве примера можно вспомнить «Сердца в Атлантиде» - ленту, которая одновременно использовала элементы и семейной картины, и тёмного фэнтези.
В случае с «Заснеженными кедрами» Хикс решил вернуться к изначальным формам судебной драмы, которая как особый жанр вела свой отсчет от знаменитого нуара 1947 года «Бумеранг!». Хотя сюжетные особенности были заложены ещё Теодором Драйзером в его прославленной «Американской трагедии».
Действие ленты «Заснеженные кедры» происходит в трех временах. Одно настоящее – 1950 год, а также два «предыдущих». Одно прошлое – по-детски наивное, ориентировочно 1936-й год; второе – трагичное, 1941-й. Тот самый момент, когда Япония нанесла удар по Перл-Харбору.
История разворачивается на одном из прибрежных островов штата Вашингтон (не путайте со столицей США - городом, размещенным совершенно в иной части Америки), находящемся близ западного побережья США. К слову, то расположено «с восточной стороны Земли», что ещё раз подтверждает одну старую максиму. Америка – континент наоборот, здесь Солнце встает со стороны Европы, а садится близ Азии.
Именно эта географическая особенность предопределила, что на острове кроме собственно американцев, есть весьма представительная японская диаспора. И в 1950-м году одного из японо-американских моряков обвиняют в убийстве своего коллеги, промыслового моряка.
Тело Карла Хайне вытащили из его же собственных рыболовных сетей. Бывает, что рыбаки тонут, однако в данном случае на жертвы на голове была огромных размеров рана. И японец явно темнил, поначалу скрывал, что видел погибшего перед смертью. Ату, его, ату…
Собственно Хикс пытается вернуть нуару его прежнее остросоциальное звучание, когда любая криминальная история была с «двойным дном». В данном случае зрителю предстоит погрузиться в мир воспоминаний местного журналиста. В итоге сложные драматические сюжеты вам преподносят на фоне удивительной красоты пейзажей, которые мастерски сняты. Если бы не криминальная составляющая фильма, то можно было бы подумать, что делался рекламный ролик для туристического агентства.
Для нас же сейчас этот фильм весьма актуален, так как демонстрирует удивительную привычку западного общества моментально оказываться во власти предрассудков. Казалось бы, ещё недавно мирно жили с русскими соседями, и внезапно всплеск дичайшей русофобии.
Опять же именно «Заснеженные кедры» впервые отчетливо показали массовому зрителю, что в 1941 году американское правительство не нашло ничего лучшего как безо всяких обвинений, просто по факту рождения «запахнуть» всех японо-американцев в концентрационные лагеря. Некоторые сцены так и вовсе поднимают из памяти «Список Шиндлера», что у западного кинокритика, естественно, особого восторга не вызвало.