Найти тему
Дневники Зеленого края

Как во время "Бури в пустыне" перехватчики МиГ-25 создали для ВВС США больше проблем, чем весь флот других истребителей Ирака вместе взятых

К началу "Бури в пустыне" Ирак имел на вооружении не больше десятка МиГ-25, это менее 3% от всей истребительной авиации ВВС Ирака. Но в итоге только они смогли вести бои с американскими истребителями 4 поколения. Фото INA
К началу "Бури в пустыне" Ирак имел на вооружении не больше десятка МиГ-25, это менее 3% от всей истребительной авиации ВВС Ирака. Но в итоге только они смогли вести бои с американскими истребителями 4 поколения. Фото INA

Нынешним летом знаменитый американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle отметит свой полувековой юбилей. В этот даже по человеческим меркам солидный возраст легендарный истребитель должен был войти в качестве единственного в своем роде небесного бойца, так ни разу не проигравшего в ходе воздушных дуэлей. Даже если отбросить тот факт, что основные свои битвы "Орёл" выигрывал, имея подавляющее численное превосходство и в условиях полного господства в воздухе, это всё равно - очень солидное достижение. Особенно с учетом богатой на события боевой биографии машины.

Израильтяне сделали, пожалуй, самый большой вклад в раскрутку Ф-15, как непобедимого самолёта завоевания господства в воздухе. Американцам потом пришлось скрывать факты, чтобы его публичная репутация оставалась безупречной. Фото твиттер Хель hа’Авир
Израильтяне сделали, пожалуй, самый большой вклад в раскрутку Ф-15, как непобедимого самолёта завоевания господства в воздухе. Американцам потом пришлось скрывать факты, чтобы его публичная репутация оставалась безупречной. Фото твиттер Хель hа’Авир

Его первой большой битвой стала Ливанская война 1982 года, сорокалетие с начала которой на днях скромно отметила израильская пресса. Спецоперация "Мир в Галилее" (июнь-сентябрь 1982 года) была классическим вторжением на территорию соседней страны, с целью ликвидации потенциальной военной угрозы. И она же считается настоящим триумфом Ф-15, случившимся на пятый год их активного применения. Израильские машины, входившие в легендарную для ВВС Израиля (Хель hа’Авир) эскадрилью «Double Tail» претендуют на 33 победы против сирийских МиГ-21 и МиГ-23, отстававших от "Орла" на одно-два "поколения". Своих потерь Ф-15 вроде как не понёс, хотя по меньшей мере трижды получал серьезные повреждения. Сирийцы претендовали на то, что их модернизированные МиГ-21 сбили три "Игла", но подтвердить эти данные не смогли. Представители Хель hа’Авир традиционно хранили молчание о потерях, а производителю, фирме "Макдоннел-Дуглас" (ныне поглощена Боингом) и вовсе не было никаких резонов их признавать. К первой после Вьетнама большой заморской кампании Армии и ВВС США, войне против Ирака и армии Саддама Хусейна, McDonnell Douglas F-15 Eagle подошел в ранге самого опасного и непобедимого истребителя США и их союзников.

Читайте ещё: Долгий путь "Терминатора". Эта боевая машина сначала проявила себя в других армиях Мира и лишь сейчас поступила в российскую

Мощь воздушных сил антииракской коалиции была такова, что риск потерять истребители в воздушных боях оценивался как близкий к абсолютному нулю. Но в дело вмешался фактор, который американские стратеги так и не смогли просчитать до конца. Фото USAF
Мощь воздушных сил антииракской коалиции была такова, что риск потерять истребители в воздушных боях оценивался как близкий к абсолютному нулю. Но в дело вмешался фактор, который американские стратеги так и не смогли просчитать до конца. Фото USAF

Война в воздухе здесь не сулила USAF никаких серьезных проблем. Самолеты дальней радиолокационной разведки Boeing E-3 Sentry исправно сканировали небо над полем битвы, давая целеуказание группам истребителей, расстреливавших "соколов Саддама" с безопасного расстояния. Ф-15 и Ф-18 имели полное господство над воздушным театром и уничтожили до сорока различных самолетов ВВС Ирака. Перед войной аналитики USAF рассчитывали вообще обойтись без боевых потерь в воздушных боях. Но был один самолёт, настоящий потенциал которого они просчитать так и не смогли.

Читайте ещё: "Грачи прилетели вовремя". Как штурмовики Су-25 помогли армии Ирака отбить город Тикрит у запрещенного ИГИЛ.

МиГи прятали на секретных аэродромах, которые так и не смогла вычислить американская спутниковая разведка. Каждый их вылет был фактически самоубийственным. Но иракцы всё же летали и сбивали, хотя в это никто не верил. Фото INA
МиГи прятали на секретных аэродромах, которые так и не смогла вычислить американская спутниковая разведка. Каждый их вылет был фактически самоубийственным. Но иракцы всё же летали и сбивали, хотя в это никто не верил. Фото INA

В первый же день войны, 16 января 1991 года, жертвой старого советского перехватчика МиГ-25 пал новейший американский палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet. Для "Шершня" "Буря в Пустыне" стала боевым дебютом, и из-за несносного "двадцать пятого", который был, пожалуй, самым ненавистным в USAF самолётом, этот дебют был изрядно испорчен. Любопытно, что это была фактически самоубийственная атака одной "Летучей лисицы" (Foxbat, МиГ-25 в кодировке НАТО), против десятка "Шершней", взлетевших с авианосца USS SARATOGA для сопровождения Б-52, летевших бомбить Багдад. Но иракский лётчик МиГ-25 Зухаир Дауд вернулся на базу, а тело его визави, лейтенанта Майкла Скотта Спичера, было найдено только через три года.

Читайте ещё: МиГ-25 против современного беспилотника. Последний бой "Летучей лисицы"

То, что осталось от Ф-18, в первый же день "Бури в пустыне" сбитом советским перехватчиком МиГ-25. Фото архив USAF
То, что осталось от Ф-18, в первый же день "Бури в пустыне" сбитом советским перехватчиком МиГ-25. Фото архив USAF

Злополучный "Шершень" долго считался единственным сбитым истребителем США в "Буре в пустыне", но не так давно американцы все же признали потерю, положившую конец легенде о "несбиваемости" Ф-15, с которого мы и начали сегодняшний рассказ. К концу января 1991 года большинство боеспособных истребителей ВВС Ирака были перегнаны в Иран и интернированы. В насквозь простреливаемом небе над местом схватки могли летать только чудом уцелевшие МиГ-25, сохранившиеся благодаря сети секретных аэродромов Саддама и своей фантастической по тем, да и по нынешним временам скорости. Встреча пары МиГ-25 с группой Ф-15 произошла 30 января 1991 года. "Двадцать пятый", ведомый капитаном ВВС Ирака Джеймилом Сайхудом, поразил Ф-15 советской ракетой Р-40. В USAF не отрицали поражения, но при этом утверждали, что "Орёл" вернулся на базу с тяжелыми повреждениями. Теперь выясняется, что всё-таки не вернулся. А сам факт потери был скрыт, чтобы не портить "безупречной" репутации самолёта.

Читайте ещё: Российские "Смерч" и "Торнадо-С" vs американский "HIMARS". Является ли система из США таким уж "вундерваффе", на фоне наших проверенных РСЗО

Последние МиГ-25 ВВС Ирака были буквально захоронены в песке, рядом с одним из полевых аэродромов, но американцы их извлекли и отправили за океан. Фото АР
Последние МиГ-25 ВВС Ирака были буквально захоронены в песке, рядом с одним из полевых аэродромов, но американцы их извлекли и отправили за океан. Фото АР

МиГ-25 к началу "Бури в пустыне" считался уже безнадёжно устаревшей машиной. Но из всего большого истребительного флота Саддама (более 100 самолётов) только он и смог в условиях абсолютного господства в воздухе американских ВВС, хоть что-то им противопоставить.

Читайте ещё: "Большой ветер" после Бури в пустыне. Как танки Т-34, с двигателем от МиГ-21, спасли мир от глобальной экологической катастрофы

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!