Простая советская девушка Нина Букреева (в замужестве Луценко) едва успела окончить первый курс училища, как ее застала страшная новость. Фашисты напали на страну, в которой она жила. Тогда уроженка Курской области, как и другие советские юноши и девушки думала, что враг будет откинут к границам в течение нескольких недель, максимум месяца.
Однако армия Вермахта была укомплектована до зубов и действовала вероломно. Внезапность массированного фашистского удара выбила из равновесия защитников советского Отечества. Земли Украины, Белоруссии, а за ними Орловская, Курская и Белгородская область были полностью оккупированы уже к октябрю.
Тогда-то Нина и поняла, что мечты о скором выдворении врага за пределы страны не имеют ничего общего с реальностью. Когда в ее родное село пришли фашисты, местные жители не понаслышке узнали, что такое ад. Нацисты зверствовали, устраивали показательные расстрелы.
Последней каплей терпения для 16-летней Нины стал расстрел двух бывших ее одноклассников. Парней раздели до белья, вывели на улицу, пустили им пули в грудь и приказали односельчанам убираться по домам. Нина поклялась отомстить фашистам.
Но кто возьмет на фронт несовершеннолетнюю девчушку? Пришлось ждать случая. А случай подвернулся в феврале 1943. Многодетная семья Букреевых была рада видеть на пороге своего дома солдат Красной армии.
Однако до победы было еще слишком далеко. Это понимали все. Вот почему девушка, которой на тот момент было 17 с половиной лет, со слезами на глазах умоляла комбата зачислить ее в штат: "Возьмите хоть санинструктором, а вообще я все умею!"
Но командир пожалел мать смелой девчушки, бросив обидное: "У нас не детский сад".
Но мать Нины, насмотревшись на зверства оккупантов, не стала препятствовать желанию дочери. Так, рано утром 5 февраля Нина Букреева присоединилась к артиллерийской батарее на базе под Рыльском. Солдатам Красной армии предстояло освободить Курск.
Обучение в качестве новобранца девушка начинала без особых трудностей. Хоть траншею вырыть, хоть гранату учебную бросить. Большим подспорьем стал опыт работы в полях на посевной, куда мать брала Нину с самого раннего возраста. Пожалуй, единственным препятствием к достижению цели была фобия под названием танкобоязнь. Рассказывают, что многих девушек охватывал тихий ужас при виде надвигающегося на них танка.
Как бросать во врага гранату, когда ты цепенеешь от ужаса?
Однако настойчивая Нина постепенно, шаг за шагом боролась со своей фобией. Она помнила, что поклялась отомстить за одноклассников Сабельникова и Николаева. Она помнила, как полуторогодовалого ребенка ее сестры фашист выбросил прямо в сугроб.
За всех этих людей, за свою мать, за старших сестер Нина должна преодолеть свой страх.
Так из санинструктора в течение весны отважная девчушка переквалифицировалась в участницу артиллерийского расчета.
С наступлением июня дивизия Букреевой была брошена на освобождение Курска. Девушка попала в самое пекло. Снаряды летали над ее головой. Нина же только успевала бегать за новой "порцией". Наступления велись преимущественно ночью, чтобы застать врага врасплох.
Вплоть до 23 июля Нина принимала непосредственное участие в освобождении Курска. Это привело к моменту, который считается переломным в ходе ВОВ. Историки называют Курскую битву самой массированным танковым сражением.
30 августа Нина вместе со своими товарищами уже принимала участие в освобождении Рыльска – города в родной Курской области. Неожиданно в бою погибает наводчик "сорокапятки". Нине пришлось занять его место.
До самого конца войны Букреева пребывала в этой должности. Она принимала участие в форсировании Днепра, наравне с мужчинами таскала снаряды и выходила на дуэль с гитлеровскими "Тиграми".
Наша героиня стала первой девушкой, которой удалось подбить танк неприятеля. Примечательно, что подвиг этот состоялся в неравном бою. Когда на 12 вражеских танков в распоряжении красноармейцев было всего 4 пушки. Третьим снарядом артиллеристка попала в цель. После этого силами ее товарищей было ликвидировано еще 4 "Тигра". Остальные танки успели позорно сбежать.
Ну а Нине за свой подвиг полагалось законное вознаграждение в виде двухнедельного отпуска, очередного ордена, премии и звания сержанта.
Когда мать открывала письмо от комиссара Рудницкого, ее сердце замерло от страха. Но там была вовсе не похоронка, а благодарность с такими словами:
"Нина посылала снаряды в немецкие танки. Она — первая девушка, подбившая танк. Благодарю Вас за вашу дочь — патриотку нашей Родины»".