Найти тему

Мой Пушкин. С Пушкиным по жизни

ДЕТСТВО

Впервые в жизни своей я узнал о поэте А.С. Пушкине по открыткам классиков, купленных папой в киоске. Тогда он мне маленькому рассказывал о каждом писателе, в том числе и о Пушкине.

Первыми произведениями Александра Сергеевича для меня конечно были его сказки. Книжки нам покупали родители и читали, они или бабушка, когда мы ещё не умели читать. Особенно поразила меня книга в твёрдой обложке с прекрасными черно-белыми графическими иллюстрациями – пушкинская поэма «Руслан и Людмила», которую летом 1953-го или в 1954 году купила мама нам, мне и брату в книжном магазине на нашем старом ереванском рынке третьего участка.

Мама и бабушка читали нам поэму и как маняще звучали для ребёнка строки вступления в поэму: «У Лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…» Не мог знать я тогда, что через шестьдесят с лихвой лет сам буду с друзьями одноклубниками бывать под дубом Лукоморья и именоваться с ними учёными котами.

С огромным интересом неоднократно возвращался к той книге, рассматривал прекрасные иллюстрации с витязями, с огромной головой, с колдуном, несущим Руслана в облаках на длинной бороде и представлял себя в том сказочном мире, созданном Пушкиным. Зачитали мы с братом ту книжечку, не дошла она до наших дней. Жаль конечно.

Когда мы были с мамой в Москве, в 1955 году у родственников, и, проходя по краснопресненским улицам, я увидел на книжном развале знакомую мне уже книгу «Руслан и Людмила» нового издания с красивой мягкой обложкой, но без иллюстраций на её страницах, тогда с гордостью сам себе отметил: - А вот моя книжка – с иллюстрациями! Как важны иллюстрации малым детям.

Вот тогда-то, в те давние пятидесятые годы я и познакомился с творчеством Пушкина, пока только со сказками.

ШКОЛА

Естественно, как же «Родная речь» (был такой предмет в начальной школе, да без Пушкина). Учительница иногда просила нас, кого-нибудь, почитать вслух его стихи. В старших классах факультативом шли, нам просто советовали прочитать поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник» и другие. В основной программе обучения на уроках литературы были конечно «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама».

Часто спрашивали по теме и конечно писали сочинения. Я, честно скажу, сам на экзаменах, сочинений не писал. Просто готовил дома набор шпаргалок на основе Хрестоматии, на все возможные темы. Для меня, цинику, главным было получить положительную оценку, а писать самому, самовыражаясь – очень рискованно, можно схлопотать за фонетику и синтаксис пару. - Оно надо? Да и зачем? Захочешь во взрослом состоянии быть графоманом – сам начнёшь писать, без шпор. Школа, чему-то, да научила?

Помню на экзамене по сочинению сдираю со шпоры «Образ лишнего человека в литературе (об Онегине кстати)», а Гришка Пирумов, сзади спрашивает: - Борка, у тебя шпора есть? Выручай! Дал ему шпору-гармошку про Базарова. Он списывал, а потом у меня снова спрашивает: - Борка, я пару страниц пропустил, что мне будет? – Да ничего не будет. Ты думаешь, она читать будет? Поставит трояк и ладно. Гриша успокоился и дописал всё. «Училка» даже и не заметила подвоха.

ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Всё, что давали нам в школе, в том числе и по Пушкину, мы формально учили, чтобы в ответ, когда спросят - получить положительную оценку. Но сквозь нас всё это прошло у многих мимо ушей, не оставшись в голове, в том числе и у меня. Это после школы, думаю, прочитали многие заново Пушкина, и по-взрослому прониклись уже его произведениями. Всего Пушкина прочитали, не только по школьной программе. И «Маленькими трагедиями» восхитились и вновь, что давали в школе прочитав, по-новому, свежо восприняли.

Узнали и про поэму «Гавриилиада» («…Шестнадцать лет, невинное смиренье, / Бровь тёмная, дух девственных холмов / Под полотном упругое движенье, / Нога любви, жемчужный ряд зубов…»), «Графа Нулина» («… Несносный жар его объемлет, / Не спится графу – бес не дремлет/ И дразнит грешною мечтой…»), неизвестную доселе сказку Пушкина «Царь Никита и сорок его дочерей» («Царь Никита жил когда-то, праздно, весело, богато. /Не творил добра ни зла, и земля его цвела…») нашли и прочитали; интересуясь полным творчеством Александра Сергеевича прознали поэмы «Монах» (… «Последуй лишь примеру моему,»/ - Нет, нет Барков! скрыпицы не возьму, / Я стану петь, что в голову придётся, / Пусть как-нибудь стих за стихом польётся…») «Тень Баркова» (просто ничего не смог выбрать, чтобы бумага могла стерпеть) и озорные пушкинские стихи, о которых в школе даже и не слышали.

ПУШКИНСКИЙ КЛУБ

В 2008 году, прознав, что рядом с моим домом есть Пушкинская библиотека-музей, иногда, когда мне было возможно, стал туда заходить и познакомился там с прекрасными, интеллигентными людьми. Постоянно, наряду с основным фондом книг, выставлялись на особом стенде книги по Пушкиниане. Вот тогда-то и стал изучать подробно творчество Пушкина, его биографию и биографию его современников.

В 2009 году у меня стало больше личного времени и я стал чаще наведываться в Пушкинскую библиотеку-музей. Тогда же директор Светлана Борисовна Богомолова предложила мне приходить на заседания Пушкинского клуба при библиотеке.

Как робко в первое время сидел я в обществе грамотных и знающих людей, которые так легко и непринуждённо беседовали друг с другом о тонкостях биографии поэта. Мне оставалось сидеть в сторонке и благоговейно слушать их. Руководил клубом в то время прекрасный, добрый человек – Крупенков Александр Николаевич.

Он поручал душевному человеку Галине Владимировне Василенко подобрать по теме в интернете материал и получив от неё оный, вручал кому-нибудь из нас, чтобы к очередной встрече подготовили доклад. Особо хочется из тех одноклубников отметить Балагурову Светлану Николаевну, ушедшую уже от нас. Она ранее работала педагогом французского языка и чаще всех нас выступала с докладами на заседании клуба вместе с Александром Николаевичем.

Помнится первый доклад, который мне поручил подготовить Александр Николаевич. Это был доклад о поэте Адаме Мицкевиче. Я тогда первый и последний раз выучил доклад наизусть и, страшась несколько, прочитал его в актовом зале перед одноклубниками. Это было моим боевым крещением. После доклада, мы вместе с директором, Светланой Борисовной и Александром Николаевичем пили чай в буфетной комнате и продолжали беседу по теме доклада и о Пушкине.

Тогда нас было всего-то двенадцать человек, и мы размещались в буфетной все. Сейчас в клубе сорок пять человек и приходят в клуб всё новые и новые участники. Мы решили, что каждый одноклубник и слушатель будет иметь своё клубное имя, взятое из сказок Пушкина, его прозы и стихов, как в том, приснопамятном «Арзамасе» имели клубные имена из баллад Жуковского и Пушкин и дядя его Василий, и Вяземский, и другие участники клуба. Так ведь и жить веселей!

Стараемся, как можем, держать на уровне ту высокую планку, которую заложили первые председатели клуба – Цхай Гелий Фёдорович и Крупенков Александр Николаевич, поддерживаемые в работе нашей директором библиотеки-музея Светланой Анатольевной Севериновой и куратором клуба Арефьевой Валерией Сергеевной, стараемся просвещать нашими докладами себя и гостей клуба, находя всё новые и новые факты из жизни Пушкина и его друзей.

Участник Пушкинского клуба Виктор Иванович Каменев основал сайт «Пушкинский клуб. Белгород» в Яндекс. Дзен, где все участники клуба могут публиковать своё творчество, статьи о Пушкине и его современниках, а также и о родном городе Белгороде под своим именем и под клубным, при этом получая звание «Кот Учёный».

Много нас в клубе при Пушкинской библиотеке-музее, увлечённых творчеством и жизнью Поэта, мы все равны в этой любви, и нас всех объединяет в этом – уже близкий нам человек - Александр Сергеевич Пушкин.

Кот Учёный Бова Королевич 08.06.2022