Научная фантастика — отличная отправная точка для того, чтобы помочь учащимся начальной и средней школы по-новому взглянуть на науку.
Автор Эмили Мидкифф
В эпоху, когда люди чувствуют необходимость заявлять на наклейках на бамперах и дворовых знаках, что они верят в науку, может показаться странным просить больше художественной литературы на уроках элементарной естествознания. Тем не менее, научная фантастика не отвлекает — это отличный способ стимулировать инновации и критически относиться к науке. Многие современные изобретения были вдохновлены устройствами из научной фантастики, такими как сотовые телефоны (коммуникаторы в «Звездном пути») и подводные лодки («Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна). Ученые и инженеры говорят, что научная фантастика, с которой они столкнулись в детстве, повлияла на их отношение к науке. Исследования также показывают, что поклонники научной фантастики более тщательно думают о потенциальных последствиях научных открытий, чем не фанаты.
Не каждый ребенок, который услышит научную фантастику, станет ученым, но научная фантастика — это возможность для детей обрести чувство чудесных возможностей и критически осмыслить науку, и это преимущества, которые вы можете включить в естественные науки в начальной и средней школе. классы.
Когда вы выбираете научную фантастику для занятий по естествознанию, практически любая книга с элементами научной фантастики и такими персонажами, как космические путешествия или роботы, поможет детям познакомиться с языком и общими темами научной фантастики и, следовательно, поможет им развить навыки, необходимые для понимание более продвинутой научной фантастики. Тем не менее, вы получите гораздо больше отдачи от своего драгоценного времени, потраченного на занятия, если выберете книги, которые воплощают в себе качества, наиболее ценимые в жанре научной фантастики.
В частности, ищите книги, в которых рассказывается не только о веселых приключениях, но и о размышлениях или экстраполяциях. Спекуляции относятся к историям, в которых задаются такие вопросы, как «Что было бы, если бы общество было подключено к Интернету через чип в голове?» Спекулятивные истории отлично подходят для размышлений о том, насколько наука влияет на людей.
Экстраполяция относится к историям, которые представляют, какими могут быть технологии или общество в будущем, исходя из текущих траекторий, например, как достижения в области медицинского протезирования могут в конечном итоге заменить целые тела машинами. Экстраполяционные истории отлично подходят для размышлений о том, как наука растет и меняется с течением времени и как может выглядеть наука будущего. Авторы, использующие спекулятивный и экстраполяционный потенциал научной фантастики, часто показывают, как наука может изменить мир.
Какую научную фантастику выбрать для включения
Чтобы помочь вам оценить, соответствуют ли научно-фантастические рассказы для юных читателей этим стандартам, вот краткий набор критериев, взятых из моей книги «Оборудование космических кадетов: начальная научная фантастика для детей»:
- Есть ли спекулятивный вопрос «что, если» или экстраполятивный вопрос к рассказу «Если это, то что?»?
- Означает ли финал, что что-то изменилось в мире или что новые возможности открылись благодаря событиям истории, какими бы незначительными они ни были?
- Будет ли сюжет, темы или урок истории другими, если вы замените научные компоненты истории чем-то реалистичным или волшебным?
Если вы все еще сомневаетесь в том, чтобы включить воображаемое в уроки естествознания, один из лучших уроков, которые можно сделать с научной фантастикой, — это активно отличать реалистичное от вымышленного. Научная фантастика часто играет с идеями, которые возможны, но в настоящее время маловероятны (например, путешествия со скоростью, превышающей скорость света, и полный искусственный интеллект) или невозможными идеями, которые ставят интересные вопросы о возможном (например, путешествия во времени или телепортация). Совместное выявление этих ситуаций в классе является отличной практикой критического отношения к информации.
Попросите учащихся использовать графический органайзер, например диаграмму Венна. С одной стороны перечислите реалистичные компоненты истории; с другой стороны, абсолютно выдуманные и невозможные детали. Затем, в середине, еще не возможное или неизвестное. Я выполняла это задание раньше с книгой Дэвида Визнера «Мистер Ваффлз!», в которой фигурируют инопланетяне размером с насекомое. У детей были отличные дискуссии о том, принадлежат ли инопланетяне к невозможным или неизвестным разделам, основываясь на их знаниях о космосе и о том, сколько еще предстоит узнать о Вселенной.
Один из распространенных методов обучения чтению, интерактивное чтение вслух (IRA), предлагает отличный способ извлечь максимальную пользу из научно-фантастического рассказа в классе. Намеренно планируя вопросы, которые вы будете задавать во время чтения вслух, вы можете научить свою аудиторию критически относиться к науке, а также к морали и последствиям науки.
Например, включите IRA во время раздела по унаследованным чертам. После того, как учащиеся увидят, как животные передают черты и как такие методы, как разведение собак и генная инженерия, намеренно воспроизводят определенные черты, прочитайте научную фантастику, например книжку с картинками «Проект Барнабус», написанную Fan Brothers.
На протяжении всей истории задавайте вопросы о научных инструментах и науке, необходимых для того, чтобы события истории произошли, а также вопросы о том, как эта наука влияет на персонажей. В конце попросите учащихся подумать, насколько научные достижения могут показаться хорошими или плохими с разных точек зрения.
В целом, научная фантастика — отличная отправная точка для размышлений о науке и ее месте в обществе. Это помогает нам понять, насколько наука тесно связана с этикой. Научная фантастика также напоминает нам, что наука — это не только то, что уже открыто; это также все о неизвестном и охватывающем то, что мы еще не понимаем. Знание того, что реально, а что выдумка, — важный навык, но не менее важным является знание того, что вымысел иногда может стать реальностью — благодаря науке.