В последнее время все чаще для встреч с клиентами использую инструменты, хорошо работающие для бизнеса, например, стратегии изменений отлично подходят для внедрения изменений в нашу жизнь.
Обсуждая изменения, которые происходят в компании, конечно, говорим о кривой принятия (Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие). Часто люди говорят о саботаже, о сопротивлении, а на самом деле за этим стоит неясность, непонимание. Еще говорят про лень и проблемных людей, хотя часто за этим скрывается истощение силы воли, усталость. То есть это не проблема человека с его мыслями и недостатками, это проблема ситуации, которую нужно понять и решить.
В этой ситуации классно работает метафора, что изменения – это движение по определенному пути наездника и слона. Смысл метафоры в том, чтобы понимать, когда твоими действиями управляет слон, а когда наездник. Управляют ли твоими намечающимися действиями эмоции или здравый смысл? И еще: слоном легче управлять, если правильно выбрана дорога.
Наездник – это наша рациональная, логическая часть, наше сознание, наш разум. Его сила в том, что он умеет анализировать, прогнозировать, но может застрять в деталях и в излишней обработке данных. Наездник гораздо меньше слона и не так силен, но может им управлять и направлять слона в нужное русло. Наездник может уберечь слона от внезапных действий.
Слон – это наша эмоциональная часть. Слон огромный, большой и подвержен минутным влияниям - страх, ненависть, желание, обида и так далее. И мы сразу видим, что он гораздо больше и сильнее рациональной составляющей. Каждый из нас может вспомнить свои примеры из жизни, когда мы логически знаем, как нужно делать, но делаем совсем по-другому. Например, мы знаем, что есть много сладкого не хорошо, но в период стресса, мы перестаем это контролировать. Или мы знаем, что спать нужно ложиться вовремя, но, если весело, или грустно, или хочется фильм посмотреть, мы нарушаем наши же правила. Эмоциональная часть побеждает.
Чтобы внедрить изменения нужны 3 элемента
· Укажите путь всаднику. Устранить неясность. Направь наездника
o Один из инструментов – Стратегия светлых пятен. У нас есть тенденция фокусироваться на негативном. В нашем восприятии есть большой дисбаланс между плохим и хорошим. Люди больше обращают внимания на негативное, тщательно анализируют и дольше помнят
o Когда мы хотим что-то изменить, то задаем вопрос «Что не так? Почему не получается? Как это исправить?» Нужно сместить фокус с негативных моментов на позитивные и спросить себя: «Что работает уже сейчас? Как этого делать больше?»
o Важно понимать, куда мы хотим прийти. Поэтому цель должна быть «черно-белой», очень четкой, конкретной, понятной для наездника. SMART будет работать, только, если человек на 100% принимает те изменения, которые необходимы. А это в большинстве случаев изменений не так
· Сними сопротивление слона. Мотивируй слона. Задействуй чувства. Делать можно двумя способами:
o Мотивация ОТ. Нарисовать устрашающую картину. Негативные эмоции обостряют наш фокус и хорошо работают в кризисной ситуации, когда нужны срочные изменения. Такой подход работает сильно, но недолго
o Мотивация К. Нарисовать вдохновляющие картины позитивного будущего. Зажигает ярко и коротко
o Нашего «слона» пугают большие задачи, поэтому часто снижают планку, уменьшают задачи и время на них. Например, если не хочется убираться, гладить или мыть посуду, особенно, если скопилась гора, то можно сказать, что сейчас я выделю на это 5-10 минут, это не долго, не страшно, и видя результат, прогресс, уделяешь этому достаточно времени. Главное – начать
o Маленькие шаги приводят к маленьким победам, а маленькие победы дают мотивацию
o Готовиться к неудаче. И это не про негативный настрой! Это по мышление. Человек с фиксированным мышлением относится к неудаче как к личному провалу. Человек с гибким мышлением воспринимает неудачу как опыт, как обучение. И хотя мы часто об этом говорим, но в реальности с трудом воспринимаем свои неудачи. Если мы хотим что-то изменить в себе, в ситуации, в других, нам обязательно нужно развивать гибкое мышление
· Упрости себе путь, убери препятствия. Адаптируй действия и окружающую среду под ситуацию. Создавай правильные привычки. Например, если хочешь пить достаточное количество воды, пусть бутылка с водой будет красива, заметна, под рукой, тогда и привычка сформируется быстро. Если хочешь похудеть, не надо покупать печеньки и говорить, что угощу гостей. В 90% случаев печеньки, даже спрятанные съедает тот, кто совсем не планировал их есть.
Эта метафора взята из книги Чип и Дэн Хиз «Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго»
Ключевые ресурсы по развитию карьеры в Фарме:
- Практическая Школа Развития Карьеры при SFE&Marketing Excellence Academy http://www.sfeacademy.tilda.ws/
- Поиск работы в Фарме и Медицине https://sferecruitment.ru
- Телеграм-канал с вакансиями https://t.me/pharmmed_recruitment
Есть вопрос? Напишите нам пожалуйста:
Электронная почта pharmed@sferecruitment.ru
Whatsapp по номеру +7 (985) 784-04-72 Анастасия