«Вы Император, сир, и всё же Вы плачете».
Весну и лето Мазарини провел в мирных переговорах, сопровождавшихся параллельными обсуждениями руки инфанты. Несомненно, кардинал, страдающий от подагры, слабого здоровья, считал «мир инфанты» окончательным подарком своей второй родине.
Ни для его собственной репутации, ни для будущего Франции не существовало ничего менее выгодного, чем женитьба на племяннице. Это была грубая, жестокая правда: великие короли просто не женились на таких девушках, как Мария Манчини, какими бы смелыми и забавными они ни были. Они превращали их в своих любовниц.
Тем не менее Людовик отвергал этот вариант, (который, вероятно, и так не предлагался), и провел лето, терзаемый слезами, надеждами и напоминанием матери о его обязательствах. Обе жизненно важные сцены, положившие конец кризису, имели свой символический элемент.
Анна Австрийская, взяв факел, провела Людовика в свои апартаменты с ванной, в свою личную комнату отдыха, куда король, будучи маленьким мальчиком, с таким рвением бежал и где он так весело резвился. (Апартаменты имели второстепенное назначение для личного уединения; например, именно там Анна принимала дона Хуана Хосе, незаконнорожденного сына своего брата Филиппа IV, во время неофициального визита во Францию.) Мать и сын провели час вместе.
Позже королева Анна, доверившись мадам де Мотвиль, высказала обычное родительское пророчество: «Однажды Людовик поблагодарит меня за вред, который я ему причинила».
Что же касается Марии Манчини, то ее последние отчаянные слова, когда она поняла, что романтическая любовная игра окончена, — что империя любви действительно жестока — были просты: «Вы любите меня, но Вы король, а я никто».
Позже они были адаптированы Расином в его трагедии «Береника». Император Тит с грустью говорил о преследовавшей его «неумолимой» потребности в славе, которая была «несовместима» с его женитьбой на иностранной королеве.
Когда Береника поняла, что ее плачущий король любовник бросает ее, она грустно воскликнула: «Вы Император, сир, и все же Вы плачете».
Собственную точку зрения Людовика, пожалуй, лучше всего выразил знаменитый автор афоризмов того времени герцог де Ларошфуко, который провозгласил «величайшее восхищение благородными страстями, ибо они обозначают величие души… их нельзя по праву осуждать». Людовик продемонстрировал то, что он видел как величие души в своей благородной страсти, и не думал, что его осудят. Теперь он пошел дальше.
Графиня де Лафайет писала, что, «порвав с обворожительной Марией, Людовик навсегда остался хозяином и самого себя, и своей любви.»
Последнее свидание Марии с королем, на котором были произнесены эти печальные слова, состоялось 13 августа 1659 года. Ее отпустили с чудесными жемчужинами королевы Генриетты Марии, которые Людовик заставил Мазарини купить у бедной вдовы (несомненно, неудачный подарок). Еще более очаровательным было то, что Людовик подарил Марии щенка спаниеля, родившегося от любимого Шалунишки королевы Анны, и с выгравированной на серебряном ошейнике надписью «Я принадлежу Марии Манчини».
Мария уехала в деревню и ждала, какой брак теперь устроит ей дядя. Окончательный избранник, чрезвычайно знатный итальянец, принц Колонна (гордая Мария не хотела задерживаться в качестве испорченного товара при французском дворе), был удивлен, обнаружив, что его жена девственница.
Как сказал принц, он не ожидал найти «невинную среди любовниц короля».
#наука #история #культура #любовь #интересные факты #людовик xiv
- Продолжение следует, начало читайте здесь: «Золотой век Людовика XIV — Дар небес». Полностью историческое эссе можно читать в подборке с продолжением «Блистательный век Людовика XIV».
Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: