Найти тему

Про арест Глуховского…

Заочно (увы) был арестован «писатель» Дмитрий Глуховский. Как пишут – за дискредитацию ВС РФ. Я тут могу сказать только одно – давно пора. Почему я так думаю? Ну, как сказать… Давайте попробуем разобраться…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!

Поддержать автора.

Лицо такое... ехидное...
Лицо такое... ехидное...

Лично для меня (а вся статья будет, если честно, моим личным мнением) Дмитрий Глуховский никогда не был хорошим писателем. Скажу честно, что я читал у него только две книги «Метро», но… мне хватило. Более того, я не буду говорить, что он – глупый человек, или кто-то в этом роде. Нет. Несомненно, Глуховский – человек умный. Несомненно, он человек грамотный. Но вот писатель он (а, тем более, писатель-фантаст) – плохой. И аргументация у меня найдётся…

Например, вот. Отличная книгп!
Например, вот. Отличная книгп!

Как известно, я люблю фантастику. Жанр «постапокалипсис» я не особо уважаю, хотя хороших книг в этом жанре не сказать, чтобы мало. Есть – и довольно интересные. Можно вспомнить «Куколок» от Джона Уиндема – отличная вещь. Можно, если потрудиться, найти ещё немало книг, что были бы посвящены данной тематике. Можно даже поговорить про «Автоматную балладу» Уланова – которую ругать вообще не хочется, так как она на самом деле хорошо написана, и там есть своя «фирменная фишка». Но что же написал нам Глуховский? О, про это можно поговорить…

Гермоворота. Московское метро
Гермоворота. Московское метро

Для начала, сама по себе идея того, что люди могут какое-то время выживать в «большом бомбоубежище» – вовсе не нова. Например, я довольно давно читал в одном сборнике рассказ про какое-то убежище под названием «Фестив». И да, люди там жили очень долго. Ещё есть «Бункер» от Хью Хауи, хотя… там больше именно «социалка» и… на русский недопереведённая. И косяков там тоже немало. Но о ней как-нибудь в другой раз. Если будет желание и настроение.

Так что с тем, что местом действия романа стало именно московское метро, никаких проблем нет. Хотя, нюансов там столько, что на самом деле, столько лет они не протянули бы. Но, на самом деле, это можно отнести к так называемой фантастической составляющей, к некой условности. Хотя, к этой теме мы ещё вернёмся.

Монстры из игры...
Монстры из игры...

Начать можно с того, что Глуховский активно использует все «клише» и «штампы» данного жанра. Конечно же, есть мутанты, монстры и всё, что с этим связано. И что – он серьёзно думает, что взрослые люди, которые немного так в курсе всего этого дела – насчёт мутаций и прочего, будут нормально это воспринимать? Поясню – для того, чтобы при высоком уровне радиации начались жизнеспособные мутации, нужно… несколько тысяч лет. И то – под «высоким уровнем радиации» стоит понимать что-то, более низкое, чем он описывал в своих книгах. Ну и, если уж говорить о «высокой радиации», которая царит на поверхности – как-то странно это работает. То она есть – и находиться за пределами метро смертельно опасно, то – герои там ходят, ночуют и вообще, делают разные вещи. Сталкеры вон, с поверхности что только не таскают в метро, Начиная от книг и заканчивая продуктами питания. Мне вот интересно – а как они книги дезактивируют? А продукты? Мне вот интересно – консервы, что были на поверхности – можно «дезактивировать»? Ведь от проникающей радиации банка, какой бы герметичной она ни была, не защитит… Как, собственно, и костюм ОЗК вместе с противогазом, в которых они ходят на поверхность… Тем не менее, когда по сюжету нужна радиация, она есть, когда по сюжету она не нужна – её нет…

Даже карта есть!
Даже карта есть!

Далее, по сюжету, люди в метро, конечно же, даже и не думают жить в мире. Зачем? Ведь валить друг друга без разбора – намного интереснее! И понеслось – автор придумал «красных» (а к ним мы ещё вернёмся), придумал «рейх», придумал Ганзу – и придумал, что между ними нет мира. При этом, автор не подумал, что с такими «вводными», люди не продержались бы столько лет, а вполне себе успешно истребили бы друг друга за пару-тройку лет. Тем более, если учесть, что он там настоящую войну описал между «красными» и Ганзой. А потом – между «красными» и «рейхом». Конечно, количество убитых с разных сторон Глуховский не описывал, но… подразумевается, что оно… немалое. Кстати, украинцы, делая свои игры по Вселенной, отличились очень хорошо – там настоящая война показана, с сотнями убитых только в том эпизоде, когда протагонист (Артём) проходит мимо всего этого дела. И как там только с такими методами люди вообще не закончились, интересно?

Это из "Эпохи мёртвых". И в это можно поверить...
Это из "Эпохи мёртвых". И в это можно поверить...

На самом деле, кто-то, конечно, может сказать, что «это социальная фантастика, и автор совершенно другое имел в виду, он хотел показать противостояние групп людей в сложных ситуациях»… Знаете, почему-то Круз, когда писал «Эпоху мертвых», сделал это намного лучше и интереснее. Например, там можно видеть, что зомби – лишь фон для повествования. Настоящие герои и злодеи – люди. Кто-то на самом деле пытается сделать что-то хорошее, кто-то банально хочет просто выжить, а кто-то старается заполучить побольше власти и влияния в новом мире. И у Круза получилось написать так, что ты ему веришь. Хотя бы потому, что он описал более-менее реальные вводные. То есть – катастрофа, кризис власти – и во что это вылилось. А что Глуховский? В его вводные не веришь. Сама ситуация выглядит насквозь ненатуральной и фальшивой. Просто логично задать один простой вопрос – почему до сих пор никто из метро не ушёл? Логично же считать, что за чертой Москвы есть чистые земли, по которым никто не стрелял. Учитывая то количество техники, которое есть у сталкеров – запросто можно было как-то наладить эвакуацию людей. Но нет, автор предпочёл придумывать какие-то причины, которые порой просто выглядят притянутыми за уши…

Но! Давайте вернёмся к «красным». На самом деле, это одна из самых неприятных частей этой статьи. Неприятных, как для меня, так и для многих людей. Хочу сразу расставить все точки над «i». Как и Глуховский, я родился и вырос в СССР. Мы даже с одного года. Только вот, я, в отличие от него, вырос в простой рабочей семье. Я понимаю, что у каждого СССР был свой. Кто-то жил и как сыр в масле катался, а кто-то – нет. Мы не были богатыми, но не были и бедными. Нормально мы жили. Честно. Как жил Глуховский – я не знаю, но то, что книга буквально пропитана ненавистью к СССР – факт. Только вот… создаётся впечатление, что автор сам плохо понимает то, о чём он пишет. Примеры? О, их есть у меня…

Главный герой Артём, рассказывая о «красных», говорит, что их идеалы ему неприятны. Мол, всё общее, заставляют трудиться и всё такое. Только вот, на станции, где Артём жил, трудились все. Тунеядцев не было. Например, мужчины, помимо того, что охраняли станцию, занимались грибами, из которых чай делали, работали на свиноферме и делали другие дела.

«Изгнанием карались также кражи, саботаж и злостное уклонение от трудовой деятельности. Впрочем, учитывая, что почти все время все были на виду и что на станции жило всего двести с небольшим человек, такие преступления, да и преступления вообще, совершались довольно редко, и в основном чужаками.
Трудовая повинность на станции была обязательной, и все, от мала до велика, должны были отработать свою ежедневную норму. Свиноферма, грибные плантации, чайная фабрика, мясокомбинат, пожарная и инженерная службы, оружейный цех – каждый житель работал в одном, а то и в двух местах. Мужчины к тому же были обязаны раз в двое суток нести боевое дежурство в одном из туннелей, а во времена конфликтов или появления из глубин метро какой-то новой опасности дозоры многократно усиливались и на путях постоянно стоял готовый к бою резерв.
Так четко жизнь была отлажена на очень немногих станциях, и добрая слава, которая закрепилась за ВДНХ, привлекала множество желающих обосноваться на ней. Однако чужаков на поселение принимали редко и неохотно.»

И что же это такое, если не… коммунизм? Тот самый, ненавидимый Глуховским, военный коммунизм. Или, я могу предположить, что «если это у нас – это нормально, ведь мы не пропагандируем их лозунги! А вот если «у них» – то плохо!». Знаете, как это называется? «Политика двойных стандартов»…

Вот он написал хорошо. Не реклама.
Вот он написал хорошо. Не реклама.

Я скажу честно – я прочитал и «2033» и «2034». После этого я читал только три романа Сурена Цормудяна, из которых, к метро имеет отношение только один. И знаете, книги Сурена оказались на голову выше, чем «шедевры» Глуховского. Наверное, потому, что Сурен Цормудян, хотя и очень сильно расстроен действиями правительства, всё же, не писал откровенного бреда, а написал довольно интересные книги…

И закончить я хотел бы тем же, чем и начал. Я рад, что Глуховского арестовали. Жаль, что заочно. Просто в России он больше не живёт. И знаете, не надо тут нам его. Как писатель – он плох. И как фантаст, и как «не фантаст».

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!