Проблемы бывают реальные, и бывают психологические
Реальные проблемы вызваны разрывом между нашими целями и фактическими результатами. То есть возникают в том случае, если мы не можем получить то, что хотим и объективно, в действительности можем получить. Например, спортсмен участвует в соревнованиях по бегу и вместо первого места (на которое он рассчитывал) занимает второе. Но, если у него на самом деле есть способности к бегу, то данная проблема решается в ходе дополнительной подготовки. То есть конкретных действий, которые меняют реальность – его физические возможности. В такой ситуации спортсмену будет нужен не психолог, а тренер.
Психологические проблемы вызваны несоответствием нашего восприятия реальности самой объективной реальности. То есть возникают в том случае, если мы неадекватно оцениваем то, что есть на самом деле. Например, у спортсмена есть способности к бегу, и физически он готов выиграть соревнования, подготовлен. Но по каким-то причинам боится проиграть, то есть неверно оценивает свои силы и возможности. В такой ситуации спортсмену может помочь психолог, который будет работать с его мыслями, эмоциями и поведением (действиями). И задача будет заключаться не в изменении реальности, а в изменении субъективной оценки реальности. Когда восприятие реальности станет адекватным, спортсмен перестанет бояться, сможет переключить свою энергию с переживаний на действия и показать свой максимальный результат.
Почему наше восприятие реальности становится неадекватным?
Для начала давайте вспомним, как мы воспринимаем мир. Воспринимаем мы его с помощью нашего мозг. А мозг можно условно разделить на три части.
Внешний кружок (самый большой) – это кора головного мозга. Условно называется «Новый мозг», отвечает за логику и мышление. Рациональная, взрослая часть, которая может адекватно воспринимать реальность и адекватно реагировать.
Второй кружок (между внутренним и внешним) – Средний мозг. У него четыре основные функции: - эмоции
- память
- воображение
- мотивация
Самый маленький кружок (в центре) – Древний мозг. Он управляет телом, т.е. дыхание, пищеварение и все инстинктивные функции.
За эмоции отвечает у нас Средний мозг. Его проще всего представить, как ребёнка двух лет. Он примерно в этом возрасте формируется у человека, и дальше он не взрослеет. То есть, не имеет значения, сколько вам лет по факту – пять или пятьдесят – он остаётся примерно на уровне двух лет по своим реакциям. У него своя реальность, очень специфическая. Там постоянно что-то происходит, возникают какие-то образы, желания, воспоминания, разные картинки… К примеру, когда вы спите и видите сновидения, это очень похоже на реальность Среднего мозга. Там всё возможно, что можно представить. Если что-то можно представить (картинкой), значит, это может случиться или это можно получить. То есть, по сути, это мозг Детский. Дальше мы для удобства будем называть его «Внутренний ребёнок». Потому что его реакции очень похожи на реакции ребёнка примерно двух лет.
Итак, когда Внутренний ребёнок что-то увидел или представил в своей реальности, или что-то захотел получить, он включает негативную эмоцию. То есть, любая негативная эмоция – это сигнал Внутреннего ребёнка, когда он обращается к Взрослому мозгу. Он запускает энергию и обращается к Взрослому, как бы говорит: «Вот тебе энергия, делай то, что я хочу». А когда мы замечаем свои эмоции и на них реагируем, у нас Взрослый становится Родителем. У него появляется такая роль, как у Внутреннего родителя.
Для Внутреннего ребёнка не существует прошлого и не существует будущего. У него по факту есть только настоящее. Поэтому, когда он что-то представляет или вспоминает, какая-то картинка у нас появляется, и на эту картинку будет включаться конкретная эмоция. Потому что для Эмоционального мозга всё происходит рядом. То, что представил (или вспомнил), то и происходит. Он постоянно путает свои фантазии с реальностью.
Основная задача всех трёх частей мозга, всего мозга в целом – обеспечить собственное выживание. Он не занимается счастьем, моралью и прочей ерундой, у него есть конкретная задача: обеспечить выживание. А все эмоции, негативные или позитивные, ему нужны как средство. То есть, для мозга не принципиально, какими переживаниями заниматься, и на что тратить энергию. На негативные или на позитивные эмоции. Важно, чтобы они работали на основную цель – помогали выжить. Поэтому у любой негативной эмоции есть своя полезная функция. Они не просто так включаются.
Итак, любая негативная эмоция – это сигнал Внутреннего ребёнка, когда ему что-то не нравится или он что-то хочет получить. Поэтому, если мы хотим научиться снижать негативные эмоции, нам по сути нужно научиться успокаивать Внутреннего ребёнка. Основных сигналов (негативных эмоций) у него шесть:
- злость (раздражение, гнев)
- страх (паника)
- горе (уныние, тоска, апатия, безнадёжность, отчаяние, депрессия)
- вина
- стыд
- обида
Первые три эмоции (злость, страх и горе) являются врождёнными, они заложены у нас от природы. Также они есть и у животных. Три последние (вина, стыд и обида) возникают в процессе воспитания, в раннем детстве, это социальные, приобретённые эмоции. Все они предназначены для выживания в конкретных ситуациях, с определёнными условиями. Поэтому по факту происходит так, что в некоторых ситуациях наши эмоциональные реакции соответствуют реальности, а в некоторых – нет. В первом случае наша реакция «подходит» под ситуацию, потому в ней присутствуют те же условия, под которые «создавалась» эмоция, для которых она предназначена. Во втором случае наша реакция оказывается неадекватной, потому что реальная ситуация на самом деле отличается от той, для которой нужна такая эмоция. То есть, мы как бы реагируем на то, чего нет в реальности, а на то, что представляет наш Внутренний ребёнок.
Теперь нам нужно будет разобраться, в каких обстоятельствах наши эмоции оказываются адекватными, а в каких нет. Поэтому мы кратко рассмотрим значение каждой из шести основных негативных эмоций, и выясним, для каких именно ситуаций они предназначены.
Злость
Злость предназначена для реагирования на конкретную физическую угрозу в моменте. Когда Внутренний ребёнок включает злость, он как бы говорит: «Вижу угрозу, нужно нападать». Потому что, если мы сейчас нападать не будем, чем-то будет хуже. И в результате произойдёт какая-то катастрофа. Все угрозы и опасности Внутренний ребёнок воспринимает в буквальном смысле. В эмоциональной реальности нет никаких переносных значений. То есть, прямо здесь и сейчас, в той ситуации, где вы находитесь, нужно кого-то бить, то есть, физически реагировать, нападать. А для того, чтобы нападать нужно включить тело. Поэтому в тот момент, когда вы испытываете сильную злость, вы можете заметить определённые физические ощущения в теле. Меняется дыхание, сердцебиение, появляется напряжение в мышцах… Всё это нужно, чтобы привести тело в состоянии готовности и нападать на противника.
Соответственно, в тех ситуациях, когда в реальности рядом с вами нет никакой физической угрозы, и бить никого не нужно, эмоция злости будет не адекватной. Проверить это вы можете довольно просто. Как только вы почувствовали, что злитесь, задайте себе вопрос: «Если я сейчас пять секунд подожду, то что-то случится или не случится?» И если не случится, значит, нужно разбираться не с реальной ситуацией, а с эмоцией. То есть, успокаивать Внутреннего ребёнка.
Страх
Страх (так же, как и злость) нужен для того, чтобы в моменте реагировать на текущую ситуацию. Отличается только способ реагирования. Злость означает, что нужно нападать, а страх – что нужно убегать от опасности. И так же, если мы сейчас не будем убегать, то случится какая-то катастрофа. Опасность всегда физическая, она находится в пространстве. И от неё нужно увеличивать расстояние, чтобы меня не достали, не поймали. Потому что в противном случае будет физически плохо, то есть опасность означает угрозу жизни или здоровью. При страхе в кровь выделяется адреналин, чтобы активизировать тело и убегать.
Поэтому во всех случаях, когда никакой реальной физической опасности поблизости не наблюдается, ваш страх на самом деле не адекватен ситуации. То есть, ничего плохого не случится, если вы перестанете бояться, останетесь на месте и успокоитесь.
Горе
Горе – самая сложная врождённая эмоция из трёх. Под ней мы здесь понимаем все эмоции, которые по смыслу относятся к горю. Это апатия, уныние, подавленность, прокрастинация, отчаяние и любые депрессивные состояния разной степени интенсивности.
Разберём механизм её действия на схеме.
Слева у нас ситуация детская, есть новорожденный ребёнок и есть мать. Логика ребёнка здесь следующая:
- если я маленький, значит, моё выживание зависит от матери
- поэтому нужно сделать всё, чтобы она была рядом
И у ребёнка здесь по сути две реальности:
- есть «хорошая» реальность – когда мать рядом, всё хорошо, счастье
- и «плохая» реальность – остаюсь один, всё плохо, горе
Когда новорожденный ребёнок остаётся один, как он будет реагировать? Он будет плакать, кричать. Когда он плачет, то что он по факту делает? Он издаёт какой-то звук, чтобы привлечь внимание. Логика здесь такая: чем сильнее буду плакать, тем быстрее придёт мать и переключит «плохую» реальность на «хорошую». Потому что я сам маленький, я пока не могу это сделать.
У животных всё происходит примерно так же. Когда детёныш остаётся один, он будет кричать, пищать, т.е. зовёт мать. И в принципе, несложно догадаться, какую функцию выполняет такая реакция, в чём её польза для ребёнка. Она помогает ему выжить. Так как объективно есть какой-то взрослый, который может услышать, прийти и помочь. Потому что ситуация может быть реально опасной, кто-то может напасть, обидеть, съесть и т.д. То есть там, где ребёнок сам не может справиться с ситуацией, он зовёт взрослого на помощь. В этом и заключается основная функция и значение эмоции горя.
Внутренний ребёнок как бы говорит: «Происходит что-то плохое. Я с этим не справлюсь. Нет смысла ничего делать самому. А нужно ждать или звать кого-то на помощь». Какого-то спасителя, т.е. того, кого нет здесь. Поэтому мы его зовём или ждём.
Проблема заключается в том, что в правой картинке (во взрослой жизни) Внутренний ребёнок выдаёт все те же реакции, что и в левой (в детстве). Но если в левой картинке такая реакция (горя) для реального маленького ребёнка полезна, то в правой, когда мы сидим и горюем, никто спасать нас не придёт. То есть, реакция оказывается неадекватной ситуации.
Дальше есть интересные следствия из логики горя:
- спаситель придёт, если поймёт, что мне плохо
- если он до сих пор не пришёл, значит, мне недостаточно плохо
- поэтому нужно сделать, чтобы было ещё хуже
И если мы немного понаблюдаем за своим депрессивным состоянием, то заметим, что со временем оно усиливается. Потому что мы начинаем его подсознательно накручивать. Своими мыслями, картинками, воспоминаниями и т.п. То есть, я сам себе объясняю, какой я несчастный. Нужно понимать, что здесь нет никакого мазохизма, а присутствует определённая стратегия: «Чем быстрее мне будет плохо, тем быстрее станет хорошо». Потому что придёт спаситель и вытащит меня из «плохой» реальности в «хорошую».
Таким образом, эмоция горя во взрослом состоянии не просто оказывается неадекватной. Это самая энергозатратная эмоция из всех негативных. Она отнимает у нас массу времени, сил и ресурсов.
Вина, стыд и обида
Все три эмоции являются приобретёнными. Они формируются в процессе воспитания (социализации). Вернёмся к картинке с человечками.
Выше мы отметили, что у ребёнка (в левой ситуации) есть две реальности:
- «хорошая» реальность – мать рядом, всё хорошо, счастье
- «плохая» реальность – остаюсь один, всё плохо, горе
Изначально, с рождения, ребёнок их чувствует телом. Потому что мыслей и слов в голове у него ещё нет. А физические ощущения есть. Допустим, когда его берут на руки, и ему комфортно и безопасно, то это «хорошая» реальность. Когда «холодно и голодно», то это «плохая» реальность.
Затем, когда ребёнок начинает передвигаться, мать ему вводит определённые правила. Вроде, «туда ходить – сюда не ходить» или «так делать – так не делать». Когда он что-то делает не так, мать недовольна, и она ему это показывает, демонстрирует. Когда он видит, что она недовольна, у ребёнка повышается тревога. Потому что ситуация опасная, потому что угрожает основной цели – выживанию. Если она будет ко мне плохо относиться, то может оставить, и тогда я сам могу не справиться.
То есть, тревожное состояние ассоциируется с нарушением правила, установленного матерью (жизненно важным человеком).
И дальше тревога может выразиться, как минимум, в две эмоции. В зависимости от того, как ребёнок усвоил новое правило. Если оно встроилось (интроецировалось), значит, я его признаю и сам считаю, что так нужно делать. Тогда если я не сделал как правильно, у меня возникает вина.
Если же правило не стало своим, собственным, значит, меня заставляют делать то, что я не хочу и не считаю нужным. То есть, меня не ценят, не любят и не уважают… Или несправедливо относятся. Тогда у меня будет обида.
Стыд же означает, что кто-то другой считает, что я поступил неправильно. А мне нужно было сделать так, как «правильно», чтобы быть для него «хорошим». То есть, по смыслу эмоция стыда также предназначена для того, чтобы получить хорошее отношение от другого человека.
Таким образом, все три социальные эмоции (вина, стыд и обида) изначально, в левой детской картинке, выполняют конкретную полезную функцию. Они помогают ребёнку попадать в ожидания матери, удерживать её рядом и адекватно с ней общаться. И выживать за счёт сохранения позитивного к себе отношения.
В правой картинке (во взрослой ситуации) те же реакции, которые были полезны в левой (детской ситуации) оказывают не адекватными. Потому что объективно ситуация справа отличается от левой. Главным образом тем, что во взрослой ситуации у нас нет какого-то определённого человека, от которого в реальности зависит наше выживание. Так как взрослый в норме является самостоятельным человеком, который по определению сам справляется со своими жизненно важными задачами.
Собственно, изменение наших неадекватных реакций как раз и начинается с осознания их несоответствия реальности в конкретных ситуациях. И определения тех своих ожиданий и действий, которые реальности соответствуют. С решения этих двух задач и должна начинаться любая работа в консультации.