Найти тему

#однажды: Императрица и вампиры. Кем был настоящий Ван Хельсинг?

Однажды охотника на вампиров Ван Хельсинга звали Ван Свитен. Герард ван Свитен.

Голландский лейб-медик императрицы Марии-Терезии и первый директор императорской библиотеки Габсбургов был фигурой культовой: отец-основатель венской школы медицины, реформатор системы здравоохранения, победитель оспы, один из самых известных врачей страны и ученый-кардиолог. Инфлюенсер австрийского барокко. И императорский охотник на вампиров.

Мария-Терезия когда-то долго уговаривала Ван Свитена поступить к ней на службу (тот отказывался и отклонял предложение за предложением. «Лучше быть маленьким республиканцем, чем императорским слугой», - говорил он). А потом дала карт-бланш на самые смелые реформы.

И именно Ван Свитена она попросила поехать со специальной комиссией в Моравию.

К середине 18 века восточные провинции империи охватил настоящий психоз: массовые "убийства вампиров". Показательные посмертные расправы над телами тех, кого соседи, односельчане и сограждане подозревали в вампиризме, стали такими частыми, что доклады о них заполонили имперские канцелярии.

Страх перед вампирами давно был обычным делом на землях Габсбургов, но теперь он превратился в массовую истерию: испуганные граждане перекапывали целые кладбища в поисках вурдалаков.
Герард ван Свитен на гравюре из собрания Австрийской национальной библиотеки
Герард ван Свитен на гравюре из собрания Австрийской национальной библиотеки

Ван Свитен в сопровождении нескольких врачей выехал из Вены, чтобы исследовать мертвецов, которые не разлагались после смерти - а когда им в сердце всаживали осиновый кол, вскрикивали и сочились кровью.

Он изучал приходские книги, опрашивал свидетелей и эксгумировал пару предполагаемых вампиров - и быстро понял, что имеет дело лишь с научным феноменом: некоторые из похороненных оказывались в герметичной среде и разложение замедлялось.

Прочитав его доклад под лаконичным названием "Vampirismus" ("Вампиризм"), Мария-Терезия особым указом в 1755 году запретила и осиновые колы, и все прочее.

А спустя столетие Брэма Стокера, говорят, так восхитили работы Ван Свитена о вампирах, что он сделал его прототипом своего Ван Хельсинга.

#вампиризм #барокко #габсбурги #исторические факты #история #дракула #мифология #австрия

Больше материалов канала:

Филиппо Балатри - итальянский певец-кастрат российского императора Петра Первого

"Весна" - пропавшая картина Питера Брейгеля

Фарфор и немцы: как предприимчивый тюрингец Гунгер обманывал императоров

"Сальера" - солонка скандального Бенвенуто Челлини, похищенная австрийским Робин Гудом