Годы исследований в области спортивной психологии говорят о том, что уверенность в себе является ключевым психологическим фактором, различающим успешные и неудачные выступления в различных видах спорта. Часто это ощущение динамично, нестабильно и подвержено изменениям в зависимости от ряда факторов. На самом деле уверенностью может овладеть и полностью контролировать ее каждый человек. Как? Читайте в нашей статье.
В этой статье мы попытаемся объяснить типичные ошибки в отношении уверенности у спортсменов. Изучение того, что такое уверенность и откуда она исходит, поможет лучше ее контролировать. Ниже приведены пять распространенных ошибок, которые допускают спортсмены в отношении своей уверенности.
Некоторые спортсмены пытаются «чувствовать» уверенность. Фразы типа «Я не уверен в том, как я выступлю на этом соревновании» или «Я уверен, что смогу победить этого соперника» — яркие тому примеры. И это большая ошибка, так как уверенность — не эмоция и чувствовать ее невозможно.
Совет 1. Прекратите чувствовать себя уверенно и начните думать уверенно.
Некоторые спортсмены отдают уверенность на волю случая. Едва ли кто-то из них делает то же с тренировками или диетой. Одна из основных причин — незнание того, что именно делать, чтобы повысить свою уверенность. Здесь нет волшебных пилюль, нет быстрых решений, но есть определенные вещи, которые на это влияют.
Совет 2. Возьмите на себя ответственность за уверенность и разработайте стратегии, которые сделают уверенность в день соревнований ожиданием, а не надеждой.
Некоторые спортсмены считают уверенность чем-то особенным. Однако это понятие многогранно и зависит от конкретной ситуации. Например, футболист, собирающийся выполнить важный пенальти, может быть уверен в своей технической способности поддерживать хороший контакт с мячом или в своем умении правильно размещать мяч на линии штрафного, однако он может быть не уверен в своей способности справиться с огромным психологическим давлением. Различная степень его уверенности в разных ситуациях повлияет на общую уверенность при выполнении пенальти.
Совет 3. Есть много разных типов уверенности, которые лежат в основе общей уверенности. Поймите и развивайте эти типы, тогда к вам придет необходимая убежденность.
Некоторые спортсмены не могут до конца понять источники своей уверенности. Однако она берется не из воздуха, у нее есть истоки. Определение того, откуда исходит уверенность, важно для обеспечения любой степени постоянной и надежной уверенности в своих возможностях и будущих спортивных достижениях.
Совет 4. Проанализируйте и разберитесь, откуда исходит ваша уверенность. Как только эти источники будут поняты, вы сможете легко контролировать свои силы и возможности.
Некоторые спортсмены пытаются укрепить уверенность сверху вниз, однако ее лучше строить снизу вверх. Самая распространенная ошибка — попытка развить сразу общую уверенность. На самом деле укреплять это качество нужно так же, как строить дом из кубиков: сначала создайте прочное основание, базирующееся на широком спектре различных источников уверенности, а потом придет и общая уверенность.
Совет 5. Всякий раз, когда вы стремитесь обрести уверенность в себе, начните с мелочей и двигайтесь вверх. Это достигается путем определения источников уверенности, которые приведут к вере в собственные силы.
Все типы уверенности индивидуальны и зависят от условий среды, окружающей человека. В любой ситуации количество и типы уверенности могут меняться. Как правило, лучше всего а) иметь широкий диапазон типов уверенности (больше типов = более прочный фундамент, на котором строится уверенность) и б) иметь типы уверенности, которые находятся в пределах контроля человека.
Как указано в четвертом пункте, каждый из этих типов уверенности будет иметь определенные источники. Ключевой вопрос здесь: «Откуда берется уверенность?»
Ниже описаны некоторые потенциальные источники уверенности, которая лежит в основе работы над техническими аспектами действий:
- Четкое понимание техники выполнения.
- Положительная самооценка относительно способности выполнять действия.
- Успешный тренировочный опыт, в котором действие было отработано на высоком уровне.
- Технично проводимая работа до финального результата действия.
- Положительный отзыв тренера о технических способностях игрока.
- Позитивное мысленное представление о выполнении предстоящей работы.
Вот теперь уверенность игрока вполне реальна и состоит из материальных и реалистичных источников.
Если игрок хочет укрепить свою уверенность перед предстоящим пенальти (особенно его уверенность в своих технических способностях для хорошего контакта с мячом), теперь у него есть источники, на которых эта уверенность будет строиться. Это может быть хорошо отрепетированный на тренировках пенальти, разговор с самим собой, преднамеренное воображаемое переживание предстоящего пенальти, момент, потраченный на пересмотр технических требований к удару или поиск положительных слов от тренера. Как и во всех сценариях производительности, наилучшие результаты достигаются за счет эффективной подготовки до начала матча или соревнований.
Более эффективным способом действий был бы поиск источников уверенности до того, как произойдет выступление, чтобы игрок чувствовал себя уверенно, когда это необходимо. Очень сложно поднять уверенность с низкой точки за секунды, причем так, чтобы это привело к хорошему результату. Поэтому она требует систематической и регулярной работы над собой.
Как развить уверенность?
Итак, уверенность в себе помогает спортсменам достичь более высоких результатов, преуспевать в своем виде спорта и преодолевать любые препятствия. Но здесь возникает главный вопрос: как развить уверенность?
Напомним, что уверенность многогранна и есть несколько различных типов уверенности: уверенность в выполнении определенных физических навыков; уверенность в использовании своих умственных способностей; уверенность в принятии правильных решений; уверенность в познании нового; уверенность в своей физической форме.
Одна из теорий развития уверенности в себе — это теория самоэффективности, способности успешно выполнять задачу. Самоэффективность может быть получена из шести основных источников: достижения; косвенный опыт; словесное убеждение; воображаемые переживания; физиологические состояния; эмоциональные состояния.
Достижения — это ваши успехи и неудачи. Чем успешнее опыт, тем выше самоэффективность. Как тренер может на это повлиять: научить игроков извлекать уроки из неудач, что позволит воспитать спортсменов, выносливых не только в физическом, но и в психическом отношении, способных преодолевать препятствия.
Косвенный опыт, или моделирование. Демонстрация каких-то действий — это не просто разговоры с игроками о том, как и когда применить навык, а мотивация, концентрация, внимание и удержание. Чтобы приобрести навык, успешные игроки должны практиковать его регулярно.
Третий источник — словесное убеждение — тесно связан с похвалой. Каждый тренер должен знать, что говорить игрокам, чтобы повлиять на их уверенность. Например, молодые спортсмены в значительной степени полагаются на положительные и конструктивные отзывы более взрослых спортсменов. Похвала тренера также заставляет игроков осознавать важность тренировок и тяжелой работы.
Еще одним источником являются воображаемые переживания. При использовании визуальных образов можно учитывать множество переменных, включая звуки толпы, то, что видит и чувствует спортсмен, даже запах. Интересно, что опыт тренера тут играет ключевую роль.
Пятый источник — физиологические состояния. Когда мы нервничаем, мы испытываем учащение пульса, усиление потоотделения, липкость рук, сухость во рту, беспокойство. Для каждого спортсмена вполне естественно нервничать перед соревнованием или матчем, различия лишь в том, как они справляются со своим физиологическим возбуждением. Тревога и нервы — это способ нашего организма настроить и подготовить нас к соревнованиям, поэтому попробуйте рассматривать физиологическое возбуждение как средство, способствующее достижению нужного результата.
И наконец, последний источник — эмоциональные состояния. Испытывая положительные эмоциональные переживания (счастье, радость, волнение), вы с большей вероятностью обретете уверенность в себе. И в данном случае также важна роль тренера, а еще той среды, которую он создает на тренировках и выступлениях.
Помните о том, что изучение нового навыка требует времени. Не имеет значения, изучают ли спортсмены физические или умственные навыки, повторение и постоянная практика необходимы, чтобы сделать это частью рутины и использовать на соревнованиях. Помощь спортсменам в повышении их психологической стойкости с течением времени (даже если спортсмены выступают хорошо) приведет к стабильной психологической игре и производительности в любой ситуации, включая отборочные соревнования и финал.
Листайте ниже, чтобы узнать больше