«В 1946 году Кляйн определила проективную идентификацию как прообраз агрессивных объектных отношений в виде анальной атаки на объект посредством насильственного внедрения в него частей Эго с целью овладения содержимым объекта или установлением контроля над ним».
В дальнейшем Уилфред Бион внес свой вклад в развитие этого понятия, а так же создал теорию развития мышления, в которой понятие ПИ играет важную роль.
Бион вывел, что циклы взаимодействия с объектом включают в себя проективную идентификацию и интроективную идентификацию, т.е. ПИ является двухсторонней и подразумевает под собой отклик и принятие в себя частей объекта.
Отторгая свои части в Другого, Я становится открытым и для отторгнутых частей этого другого.
Так, ругаясь на соседей алкоголиков за пьяный дебош, после завершения конфликтной ситуации, я обнаруживала, не свойственное мне, сильное желание употребить крепкие алкогольные напитки (которые я не пью).
Бион различил нормальную и патологическую форму ПИ:
«Различие зависит от степени насилия в реализации механизма. Есть две альтернативных цели проективной идентификации:
- интенсивная эвакуация болезненного душевного состояния для достижения непосредственного облегчения, что ведет к принудительному вторжению в объект (в фантазии), часто с целью запугивающего контроля над ним;
- внедрение в объект некоего душевного состояния как способ коммуникации с объектом об этом душевном состоянии – потребность в контейнировании со стороны объекта.
Различие между эвакуацией и коммуникацией является решающим. Хотя не исключено, что происходит смешение этих целей, и на практике важно различать эти два мотива».
То есть ПИ как защитный механизм, с одной стороны, помогает иметь дело с реальностью, позволяет научатся через объект переживанию и называнию тех аффектов, которые кажутся невыносимыми; с другой стороны, мы можем обнаружить, что ПИ становится патологической, если не находит должного отклика со стороны ухаживающего объекта, что истощает самость и лишает ощущения отдельности.
«Когда Мелани Кляйн говорит о “чрезмерной” проективной идентификации, я думаю, это следует понимать не только по отношению к частоте использования проективной идентификации, но и к чрезмерности веры во всемогущество». Объект прекращает быть независимым. Происходит слияние самости с объектом, что представляет собой, среди прочего, защиту от разделенности, нужды и зависти – пишет Бион».
У. Бион, исследуя механизм ПИ, создал концепцию «контейнера-контейнируемого». Благодаря тому, что ухаживающий объект может переживать и возвращать ребенку аффекты в том виде, в котором они его больше не разрушают, формируется и развивается мыслительный аппарат.
«Это означает, что мышление возникает как результат переработки аффекта и что становление мышления неотделимо от развития эмоциональной жизни ребенка. При этом нет другого способа инициировать эмоциональное развитие, нежели разместить свои аффекты в физическом и психическом пространстве другого человека».
Как нормальная, так и патологическая форма ПИ встречается и у взрослых людей. В первом случае, она становится основой эмпатического взаимодействия. Во втором, может быть причиной различных нарушений в построении контакта. Бион пишет о том, что в терапии патологическая форма ПИ может приводить к спутанности и непоследовательности в установлении контакта.
Мой личный интерес к понятию проективной идентификации связан с часто встречающемся феноменом магического мышления и самореализующего пророчества.
Часто мы можем встретить случаи, в которых каким-то удивительным образом личность, опасающаяся в действительности навлечь на себя гнев, регулярно попадает в ситуации, в которых на нее кричат, осуждают и всячески пытаются за что-то якобы наказать.
В период моего становления как практикующего психолога, я часто на обучающих группах получала нападки и обесценивания в свой адрес. Долгое время я считала это проекцией других на меня и абсолютно не видела своего вклада в выстраивание такого взаимодействия. Пока в один прекрасный день не поняла, что всегда прихожу на новую группу с ощущением, что меня там будут ненавидеть и бояться. А приходя, смотрела на всех с таким высокомерием и холодностью, что трудно представить себе лучший объект для нападок.
ПИ помогает не только избавиться от тяжелых частей себя (как в моем случае от страха и ненависти к окружающим), но и дает ощущение контроля над ситуацией и всемогущества, даже если это всемогущество несет неприятные последствия.
В заключении хочется отметить, что понятие проективной идентификации куда шире и сложнее, чем представлено в данном эссе. Оно как признается, так и отрицается представителями различных школ психоанализа. У. Бион, на мой взгляд, создал очень ясную концепцию развития мышления и психического аппарата, которая дает надежную опору для практики.
Список используемой литературы:
- Статья «Чем отличаются психотические личности от не-психотических», У.Р.Бион;
- В. Шустов "Проективная идентификация как самая продуктивная концепция со времен открытия бессознательного".