День тянулся невыносимо долго. А всё, чем был он заполнен казалось теперь абсолютно неважным и пустым. Мальчик старательно обводил кружочком нужные ответы в тестах, и положенное количество слов в минуту выдавал, не вдумываясь в содержание прочитанного – в общем, всё как обычно. Учеником Вадик был так себе – среднестатистическим.
- Таких в космонавты не берут, - любила повторять Татьяна Ивановна – заслуженный учитель младших классов. У Татьяны Ивановны было усталое, измятое нелёгкой учительской долей лицо и объёмная, похожая на кувшин фигура. Она всерьёз полагала, что если у человека к третьему классу не сформируется красивый каллиграфически правильный почерк, то на светлое будущее такому несчастливцу рассчитывать не стоит. У Вадика почерк-то, как раз, и подкачал.
- Не пишешь, а царапаешь, как курица лапой, - хмурилась учительница.
Вадику хотелось, чтобы уроки закончились побыстрее, однако время тянулось и тянулось, как старая жевательная резинка. Шелестели страницы учебников. Постукивая мелом, Татьяна Ивановна выводила на доске уравнения: уменьшаемое, вычитаемое, разность…
«Как там, мои марсиане?» - беспокоился Вадик. «Добрались ли они уже до Земли? А если добрались, что они там увидели?»
Вспоминался сон, точнее то ощущение беспредельности из сна. А душное пространство класса, выкрашенные в салатовый цвет стены, и уравнения на доске, и Татьяна Ивановна – всё это казалось далёким, чужим и неинтересным. Шёл пятый урок. От долгого сидения у Вадика затекла спина. Мальчик с тоской посматривал на кусочек голубого неба в окне.
«Небо… Воздушный океан, а мы все здесь – рыбы» - думалось ему.
- Татьяна Ивановна, а что если… к нам прилетят инопланетяне?
Хохот в классе. Вадик и сам не понял, как его собственный язык отважился на столь дерзкое нарушение дисциплины.
- Вадик! – глаза учительницы округлились от изумления, - у меня нет слов! Мы разбираем важный материал! Между прочим, уравнения для контрольной работы, а ты… Что у тебя в голове?
-А всё-таки, – не сдавался ученик, - что будет, если к нам прилетят инопланетяне?
Шум в классе сделался нестерпимым.
- А ну, тихо! – возвысила голос Татьяна Ивановна. Двадцатипятилетний педагогический стаж позволил ей мгновенно сориентироваться в ситуации.
- Почему тебя это так волнует? – спросила она Вадика, впившись в него самым строгим из своих взглядов - поверх очков.
- Ну, просто… Папа подарил мне игру. «Моя Вселенная» называется. Там всё по-настоящему. Космос и планеты со звёздами, другие цивилизации - всё есть. Вот я и подумал, что будет, если к нам прилетят инопланетяне?
Татьяна Ивановна вздохнула.
- Ну что ж… Обсудим этот вопрос. На следующем уроке. Шестым уроком у нас сегодня классный час, - с этими словами учительница приблизилась к парте Вадика и заглянула в его тетрадь, - так-так! Значит игра, говоришь?
Толстый указательный палец с перламутровым ногтем хищно впился в нерешённое уравнение.
- По-моему, молодой человек, Вы слишком много играете. Я поговорю с Вашими родителями.
На классном часе Татьяна Ивановна завела свою любимую «песню» о дисциплине. О том, как важно не перебивать старших и соблюдать всяческие правила. Потом была презентация «Я глазами других», потом ещё какие-то задания, и вдруг в самом конце урока Татьяна Ивановна вспомнила о своём обещании.
- Ну, ребята, что вы думаете, насчёт представителей иных планет? Прилетят ли они к нам в гости?
- Не прилетят, - громко отозвалась отличница Лера – толстая девочка в очках, - никаких инопланетян, не существует. Всё это сказки.
- А ты откуда знаешь? – рассердился Вадик.
- Все это знают, - пожала плечами девочка.
- Ты хоть представляешь себе, что такое космос? Он огромный. Он же…, - как назло Вадик не находил нужного слова, - неужели мы одни во Вселенной?
- Конечно, глупыш.
- Если на Земле сложилась жизнь, почему бы ей не сложится и на других планетах?
Но Лера лишь снисходительно сверкнула стёклами очков и зашептала что-то на ухо своей соседке по парте – робкой троечнице Соне. Через минуту обе девчонки издевательски хихикали, поглядывая на Вадика.
Несколько одноклассников согласились с Лерой. Большинству же было всё равно. Есть они, эти инопланетяне, или нет их – какая, собственно, разница. Главное: уроки закончились и через несколько минут их ждут крупицы мнимой и такой сладкой свободы.
- А вы знаете, ребята, Вадик- то в сущности прав, - неожиданно заявила Татьяна Ивановна. Лицо её просияло, и даже голос сделался моложе. Все насторожились.
- Жизнь на других планетах, быть может очень далёких от нашей Земли скорее всего существует. Этот факт доказан наукой. Кстати, при помощи уравнения! Фрэнк Дональд Дрейк - астроном из США рассчитал число внеземных цивилизаций, с которыми у человечества есть шанс вступить в контакт. Это случилось давно – в 1960-том, я тогда ещё маленькой девочкой была. Все тогда только и говорили о космосе. Ждали, надеялись, верили. Но пока, увы… Видимо, наша цивилизация ещё не готова к встрече с другой более высокой культурой. Мы ещё слишком «молоды и неразвиты», или наоборот, мы - слишком «стары», а другие, более юные планеты застряли на ранних этапах развития. Для полноценного контакта требуется что?
Все молчали.
- Равенство! Так- то дорогие мои! Вадик, игры – это хорошо, но учёба главнее. Ведь дальнейшее развитие земной цивилизации зависит от вас,
Странную речь Татьяны Ивановны прервал звонок. Грохот сдвигаемых стульев, шарканье ног, смех и крики ознаменовали конец учебного дня. Все разом заспешили, один только Вадик неторопливо складывал тетради и учебники в сумку, втайне надеясь, что Татьяна Ивановна скажет ещё что-нибудь особенное. Но она уже превратилась в привычную Татьяну Ивановну, преисполненную учительской чопорности и скрылась за стопками тетрадей.
Уравнение Дрейка послужило основанием для выделения миллионов долларов на программу поиска внеземных цивилизаций (Проект SETI). При современном уровне развития науки можно более или менее чётко определить лишь два коэффициента формулы Дрейка, для определения остальных требуется накопление сведений о других цивилизациях.
***
Космический корабль-цилиндр неповоротливым китом нырнул в экзосферу третьей от Солнца планеты. Находящиеся на борту бросились обниматься.
- Мы сделали это!
- Получилось!
Шесть трудных месяцев позади. Шесть напряжённых месяцев страха и безумного риска. Малейшая вспышка на Солнце, и они бы погибли. Однако, самым худшим опасениям не суждено было сбыться. И теперь шесть месяцев пути отделяло их от родного Марса.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - Экспонат в Калужском парке им. К. Э. Циолковского Государственный музей истории Космонавтики (фото автора)
Начало истории - Тут!
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!