Будущее - удивительное место, там всегда уже кто-то был. Это чистое снежное поле, на котором кто-то уже протоптал дорожки. Так в 50-70е все человечество с восторженным предвкушением придумывает будущее, наше сегодня, проектирует свой быт в эпоху освоения космоса.
Космическая гонка шла между двумя странами, но Space age захватывает всю планету.
СССР задал тон (гениальный дизайн Спутника Королева), но в основном был занят теоретическими проектами (города и летательные аппараты Георгия Крутикова), тяжелой и космической промышленностью. На пылесос Ракета, часы Чайка и лампы из интерьеров Служебного романа у наших художников-проектировщиков оставалось не так много сил, к тому же плановая экономика способствовала закрытию только основных потребностей населения.
Европа и Америка, наоборот, активно занимаются предметным дизайном, прототипами новых жилых единиц, техникой и модой.
Главные герои - изобретатели новой повседневности - архитекторы и дизайнеры.
Они предлагают каждому идти в ногу со временем, каждому стать в своем роде астронавтом или персонажем фантастики. Они предлагают жизнь “завтра” сегодня: пластик, орг.стекло, формика, ПВХ, хромированная сталь, латекс, поролон, яркие цвета и обтекаемые формы.
Именно новые материалы позволили Space age (иногда Atomic age) случиться.
Полимеры использовались еще с начала века, например, для кинопленки. Но в 60-е годы были получены их новые виды. В результате полимеризации химический состав сырья и готового продукта оставался одним и тем же, но структура и его свойства менялись. Так появляются полиамидные, полиуретановые и поликонденсационные пластики, которые и сейчас широко используются, но тогда совершают революцию.
В отличиие от многих научных открытий, это мгновенно пришло на рынок и изменило реальность всех слоев населения, вне зависимости от их достатка.
Один из важнейших факторов, который на это повлиял - послевоенный Baby boom. К 60-м годам он остро ставит вопрос производства. Молодежь, которая не застала двух мировых, хочет жить отдельно, хочет строить новый и прекрасный мир: гуманный, демо- и технократичный.
Выставки Visiona (1968-71гг)
Производства стремительно набирают рост. Химическая корпорация Bayer арендует экскурсионное судно, которое с 1968 по 1971 становится выставочной площадкой для достижений индустрии. На нем проходят выставки «Visiona», декорации для которых делают дизайнеры-визионеры тех лет. Благодаря Вернеру Пантону («Visiona 0», 1968 и «Visiona 2», 1970), Джо Коломбо («Visiona 1», 1969) и Оливье Мургу («Visiona 3», 1971), выставки «Visiona» считаются образцом авангардных концепций конца 1960-х - начала 1970-х годов.
Verner Panton
В 1960 году Verner Panton разработал первый пластиковый стул, изготовленный методом литья под давлением. Так началось плодотворное сотрудничество с Vitra. Они запустили Flying Chair, предмет мебели в стиле фэнтези, который стал хитом Кельнской мебельной ярмарки 1964 года, и разработали Panton Chair 1967 года, первый консольный стул, сделанный из цельного куска пластика.
Основная цель моей работы, пишет Вернер Пантон, — спровоцировать людей на использование своего воображения. Большинство проводит свою жизнь в тоскливом, серо-бежевом конформизме, смертельно боясь использовать цвета. Экспериментируя с освещением, цветами, текстилем и мебелью, используя новейшие технологии, я пытаюсь показать, что воплощать фантазии возможно
Oliver Mourgue
Французский дизайнер, он родился в 1939. Его серия Djin, разработанная в 1965 году, когда он работал на французского производителя Airborne International, появилась в культовом фильме Кубрика "Космическая Одиссея: 2001", а Bouloum lounge chair для Arconas 1969-го предвосхитил дизайн эпохи постмодернизма.
Joe Colombo
Итальянец, один из самых успешных дизайнеров своего времени, был очень талантливым конструктором. Коломбо сотрудничал с Kartell, Zanotta, Stilnovo, O-Luce, Alessi и Rosenthal. Его мебель очень функциональна: поворотные стены со встроенным мини-баром, раздвижные ящики, телескопические лампы, складные механизмы. Все источает дух пронзительных шестидесятых, но не ограничивается ими. Многие из его разработок производятся по сей день.
Финляндия и Скандинавия
В ХХ веке Скандинавия подарила миру много легенд дизайна, не только Вернера Пантона. Сложно сказать, с чем именно это связано. Помимо случая и таланта отдельного человека, возможно демократические реформы (образованее, избирательное право) в начале века, политика нейтралитета в двух войнах и своевременный отказ от нее спасли регион от экономической катастрофы, а у датчан хватило сил и смелости стать в авангарде нового дизайна.
Известный представитель датского модернизма Arne Jacobsen одним из первых шагнул в новую эру шагнул. Egg chair и Swan Chair были выпущены в 1958 году. В интерьере Королевского отеля в Копенгагене, построенного спустя 10 лет, они выглядят все еще очень современно.
Ben Swildens, датский дизайнер, работал с производствами во Франции и Нидерландах. С 1962 по 1969 год он сотрудничал с французским мастером-стеклодувом и декоратором Max Ingrand на многочисленных проектах, таких как штаб-квартира EDF и Peugeot, аэропорт Лимы, здание парламента в Бейруте и Женевский музей. Для офиса Peugeot Бен проектирует письменный стол Cantilever Desk, который станет иконой дизайна 20-го столетия, и который будет невозможно обойти при рассказе о Space age.
Финский дизайнер Eero Aarino в 1963 делает набросок Ball Chair, кресло впервые появляется на Кельнской мебельной ярмарке в 1966 году. На него поступают заказы из 30 стран, газеты называют его потрясающем воображение: кресло почти полностью скрывает своего пользователя и обладает звукоизоляцией. Ball Chair тутже становится легендой. Оно в New York Times, в новых фильмах, на обложках журналов.
Steen Ostergaard профессионально работавший с деревянной мебель, член датской гильдии столяров, после сотрудничества со знаменитейшим датским архитектором Finn Juhl начинает делать мебель из пластика. И в вскоре выставлялся в Museum of Arts and Crafts, Copenhagen, Denmark 1962,1964,1965, Heals, London, Great Britain 1973, в Museum of Modern Art, New York, USA 1974.
Франция
А во Франции Пятая республика во главе с де Голлем, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Ролан Барт, Новая волна и Красная весна. Так любящая революции, Франция мгновенно отражает культурные, политические и экономические события в дизайне.
Pierre Paulin как и Oliver Mourgue экспериментирует с мягкими формами: разрабатывает Ribbon chair, Groovy chair. Jean-Pierre Garrault работает с принтами, жилыми интерьерами, освещением. Maurice Calka делает письменный стол-икону, который поваляется в модных изданиях вот уже 50 лет.
Boris Tabacoff поднимает предметы на стальные изножья в форме дуги или круга, что позволяет им опираться только на одну ножку. Его производства находятся во Франции и США. Michel Boyer по-новому, очень самобытно, гнет листы стали. В похожей стилистике работает Francois Monet. Они оба совершенно уникально показывают возможности материала.
Италия
Послевоенная Италия долгое время существовала в условиях единовременной борьбы многих радикальных партий, за экономическим чудом 50-60х последовали Свинцовые 70-е. Стране точно было не до космической гонки. Рассматривая итальянский дизайн тех лет, скорее наблюдаешь попытку принести красоту, элегантность и пропорции классической мебели, мебели ар-деко на современные производства. Не отставая от технологий, итальянский дизайн, тем не менее, стоит несколько обособленно.
Afra & Tobia Scarpa - итальянские архитекторы и дизайнеры, отмеченные наградами Compasso d'Oro, сотрудничают с B&B Italia, San Lorenzo Silver и Knoll International. Cassina и сегодня выпускает их Soriano sofa, он не теряет своего шарма 70-х и при этом органично смотрится в современных интерьерах.
Fabio Lenci известен своими минималистичными и концептуальными формами и работой с плексигласом. Hyaline chair - одна из его самых узнаваемых моделей.
Mario Sabot - итальянский производитель тех лет, не самый известный, но один из наших фаворитов. Современный дизайн, в котором чувствуется классическая итальянская традиция.
Архитектор и дизайнер Cini Boeri, обладательница двух премий Compasso d’Oro, она сотрудничала с крупнейшими брендам: Artemide, Knoll, Magis и Arflex. Vico Magistretti с конца 1960-х годов тоже работает с Artemide, а также с Cassina и Oluce, создавая для них предметы, которые до сих пор являются «классикой» современного дизайна.
Стекольные мастерские Венеции тоже создавали освещение и декор в духе Space age, при этом использовали традиционное Муранское стекло.
Германия
Luigi Colani - немецкий промышленный дизайнер итальянского происхождения, настоящий человек ренессанса. В его сферу интересов входил такой широкий круг предметов, он проектировал мебель, автомобили, фототехнику, даже письменные принадлежности.
Knut Hesterberg был прежде всего скульптором, что видно в его работах.
Стоит также упомянуть Peter Ghyczy, который в 1968 создал первый стул из полиуретана - складывающийся Egg Garden Chair.
Минималистичная серия кресел и диванов Corbi, впервые представленная дизайнером Klaus Uredat на международной выставке в Кельне 1972, производилась всего 2 года и сейчас представляет большой коллекционный интерес. Gunter Beltzig и Alexander Begge создавали уличную и детскую мебель, для чего пластик подходил как нельзя лучше.
Америка
В США производилось большее число товаров. И здесь скорее стоит говорить именно про компаниях-производителях, которые сотрудничали с талантливыми дизайнерами.
Herman Miller
Компания Herman Miller основана в 1905 году и существует по сей день, ее продукция и стиль менялись с течением времени, моды, технологий. Они успешно сотрудничали с американской парой Сharles & Ray Eames, производили их модели из дерева и фанеры, а позже из пластика. Их стулья без преувеличения - везде! спустя 60 лет. Это отличный пример коммерчески успешной модели для массового производства.
Также многие из уже упомянутых выше дизайнеров производили свои модели в Herman Miller.
Knoll International
Компанию основали Hans and Florence Knoll в 1938 году. Она тесно связана со школой Bauhaus и сегодня лицензировано выпускает многие из их предметов. В 60-70х Knoll делает актуальные модели в сотрудничестве с европейскими и американскими дизайнерами.
Среди тех, с кем работала компания, был известный американский архитектор и дизайнер финского происхождения - Eero Saarinen. Он разработал для Knoll одну из самых цитируемых серий - Tulip.
Официальным концом эпохи можно назвать середину 70-х, но будет ошибочно считать, что Space age одномоментно закончился. Когда становится ясно, что от покорения Марса человечество отделяет еще очень и очень длинный путь, дизайн космической эпохи не исчезает, но плавно интегрируется в дизайн пост-модерна.