По мнению обозревателей китайского военно-политического портала «Синье гоцзи» (新椰国际), стремление Финляндии и Швеции вступить в НАТО связано не столько с обстановкой вокруг Украины, сколько с расширением контроля альянса над Арктикой.
На саммите НАТО, состоявшемся в июне 2021 года, арктическая проблематика была впервые включена в список особых интересов организации. На совещании указывалось, что Россия является «главной силой» в арктическом регионе, и НАТО пока не может с ней конкурировать. США и Канада могут контролировать восточную часть Арктики, но Норвегия, Исландия и Гренландия на западе слишком слабы, чтобы защищаться от России, отсюда - логический ход: усилиться за счет Швеции и Финляндии.
Добрый день! Для тех, кто впервые на канале: мой опыт работы в Китае - 20 лет, владею китайским языком. Делюсь новостями, деловым опытом и историями о Китае. Чем больше знаешь о стране, тем лучше понимаешь.
Даже если бы не было конфликта между Россией и Украиной, НАТО нашла бы другие предлоги, чтобы склонить эти две страны к вступлению.
С глобальным потеплением климат арктического региона продолжает изменяться. По климатическому отчету ООН, к середине этого века площадь замерзания Арктики может уменьшиться на более чем 43%. Таким образом арктический водный путь станет удобным для масштабного судоходства, что станет вторым крупным изменением в мировой морской торговле после открытия Суэцкого канала.
Арктика имеет запасы нефти, природного газа и угля (100–200 млрд. баррелей, 50–80 трлн. кубометров, более 400 млрд. т соответственно), которые намного превышают разведанный энергетический потенциал России. Регион также имеет «бесчисленное количество» биологических ресурсов.
Именно на этом фоне разворачивается конкурентная борьба за Арктический регион.
Китай не может относиться к этой ситуации без внимания. В настоящее время на судоходство приходится 90% внешнеторговых перевозок Китая, и большинство из них проходят через потенциально беспокойные районы Малаккского пролива, Суэцкого канала и вод Сомали.
При использовании Арктики торговые маршруты китайских судов в Европу и Северную Америку значительно сократятся, арктические перевозки станут более рентабельными, а цены на энергоресурсы, направляемые по этим маршрутам, - более дешевыми.
С военной точки зрения регион Северного Ледовитого океана также выгоден для размещения стратегического оружия, запускаемого через Северный полюс по целям в северном полушарии. Этим обстоятельством уже успешно пользуется российская армия, располагая свои объекты в регионе.
По китайскому мнению, схема двустороннего сотрудничества, когда Китай платит, а Россия обеспечивает нефтегазовые ресурсы и безопасность их доставки, является крайне выгодной для обеих сторон.
Еще в 2017 году Китай и Россия договорились о совместном создании «Ледяного Шелкового пути». В июне того же года Китай официально включил этот «путь» в общую схему инициативы «Один пояс - один путь».
Американцы долго метались, пытаясь саботировать китайско-российское сотрудничество в Арктике: то они хотели «присоединиться к России, чтобы противостоять Китаю», то «присоединялись к Китаю, чтобы бороться с Россией». В конце концов Вашингтон придумал удалить Китай из региона на основании «экстерриториальности прав стран в Арктике», это в свое время озвучил бывший госсекретарь США Помпео.
Тогда Помпео получил достойный отпор от китайского МИДа: «Расстояние между Соединенными Штатами и Южно-Китайским морем больше, чем между Китаем и Арктикой, но это не мешает Америке заниматься проблемами Южно-Китайского моря. Географическая реальность состоит в том, что Китай тоже является приарктической страной». И американский номер, как говорится, не «прошел».
Но американцы - настойчивы, теперь они пробуют следующий ход - членство Швеции и Финляндии в НАТО, что требует не меньшего внимания и контроля.
На связи!