Несмотря на финансовую поддержку Украины и поставку ей современных вооружений, США хотят и с Россией продлить Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Текущий, под индексом СНВ-3, закончится в 2026 году. Ради его пролонгации Госдеп готов даже снять с России санкции. Но так ли это нужно нам?
Текст Дмитрия Литовкина
Помощник госсекретаря США Мэллори Стюарт уверена, что «Вашингтон не только сохранит ограничения, но и введёт новые на системы, которые разрабатывает Россия». В Госдепе отметили, что разменной картой может стать отмена антироссийских санкций. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в ответ съёрничал в своём телеграм-канале: «Сармат» им уже по ночам снится».
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат» – самая большая в мире. Она способна доставить в любую точку мира до десяти атомных боеголовок мегатонного класса или несколько гиперзвуковых ядерных маневрирующих блоков. Конкретные параметры боеголовок РС-28 не называются, но известно, что ракета предыдущего поколения, РС-36М «Воевода», имела полезную нагрузку 8800 кг, в неё входили моноблочная боевая часть мощностью 8-20 мегатонн, либо 8-10 боеголовок индивидуального наведения мегатонного класса каждая. Для понимания: на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году была сброшена бомба мощностью 20 килотонн.
Понятна реплика главы Роскосмоса, что новая российская машина буквально может стереть целое побережье. Понятно, чьё и насколько глубоко от берега. «Сармат» – чудовище. Причём имеет ряд характеристик, делающих его прибытие неотвратимым. Тот же комплекс «Воевода» на Западе называют Satan – «Сатана» или «всадник Апокалипсиса» за его разрушительную мощь. У РС-28 адская составляющая выражена в том, что энергетика машины позволяет ей стартовать в любом направлении. Машина может полететь через Северный или Южный полюс, при этом «вильнуть с дистанции» и оказаться у Западного или Восточного побережья, миновав любой ракетный частокол.
Американцы как-то уживались с мыслью, что «Сатану» не остановить, поэтому как-то вяло подписывали договор СНВ-3. В отличие от предыдущих соглашений в этой области, он всего лишь фиксирует, что обе стороны могут иметь по 700 носителей ядерного оружия и 1550 боеголовок к ним. По данным обмена информацией в рамках СНВ на сентябрь прошлого года, в составе стратегических сил России находилось 517 стратегических носителей, способных нести 1456 ядерных боезарядов.
Если посмотреть динамику последних лет вне рамок соглашения, мы не торопимся наращивать количество ракет. Причина в том, что не количество, а качество определяет эффективность ядерных сил сдерживания. Так что в СНВ-4 вряд ли что-то изменится. Сегодня у нас 46 «Воевод». Дмитрий Олегович обещает все их заменить на новенькие «Сарматы». Первый полк из 10 машин заступит на дежурство уже в этом году. Задача к 2024 году – не оставить в Ракетных войсках стратегического назначения советского задела, обновив группировку современными системами. Сегодня это достигнуто на 86%.
В такой ситуации Вашингтону убедить Москву сесть за стол переговоров по ядерной проблематике будет сложно, да ещё на фоне поставок вооружений Украине антироссийской риторики. Тогда на что американцы намерены «обменять» санкции?
Думаю, речь может пойти о ещё одной парочке сказочных монстров из российского арсенала – подводном дроне «Посейдон» и крылатой ракете с ядерным двигателем, то есть неограниченного времени нахождения в воздухе, «Буревестник».
Про «Посейдон» известно, что в этом году флот может получить первый его носитель – подводный крейсер специального назначения «Белгород» длиной более 180 м. Это на 11 м больше нашей самой крупной подлодки «Тайфун» и на 12 м больше американской типа Ohio.
С «Буревестником» всё туманнее. После малоинформативных роликов, показанных во время ежегодного послания президента, о нём ничего не сообщается. Но это как в фильме: «Видишь суслика?» – «Нет». – «А он есть». На Западе давно поняли, что Путин словами не бросается. Значит, в какой-то момент «Буревестник» взлетит. Если уже не парит где-то в арктических широтах, вырабатывая свой технический ресурс.
А станем ли мы разменивать санкции на боеголовки? Газ, нефть и зерно у нас есть, а Западу этого недостаёт, в чём ракеты и ядерные блоки не помогут. Так тогда важнее снять собственное санкционное ярмо? И о каких «типах систем» тогда говорить?