Этот фантастический фильм ужасов оказал серьезное влияние на авторов «Очень странных дел», а художественные лавры от фильма поделили между собой Стивен Спилберг и Тоуб Хупер. «Полтергейст» предоставил нам пример удачной творческой синергии, где продюсер и режиссер постарались фактически в равных пропорциях.
От первого – мистическая атмосфера пригорода в духе «Инопланетянина», от второго – макабр и ощущение перманентного террора (вспомнить только таскания по потолку, проделки злого духа, а также образ кошмарного клоуна). Впрочем, до сих пор не утихают разговоры о том, что Спилберг лишь прикрылся фигурой Хупера и на самом деле самолично поставил фильм.
Но это не так важно. Главное, что «Полтергейст» и спустя 40 лет действительно выглядит крышесносящим (в этом году, кстати, у фильма юбилей). Фильм нашел удачное сочетание между комическим и ужасным, а историю о тайнах идеального дома, построенного на кладбище, органично вплел в научно-фантастическую драму о семье. Здесь не без иронии разрушаются американские идеалы субурбии, а быт семьи Фрилинг теперь немыслим без существ в шкафу, деревьев-убийц и эктоплазменных монстров.
Успех «Полтергейста» — это большие усилия всего технического департамента, в первую очередь, создателей аналоговых трюков. Кадры из фильма давно успели стать иконическими, начиная от известной сцены с телевизионными помехами и заканчивая бестиарием в доме под обжигающий синий свет.
Фильм разросся до полноценных сиквелов и ремейка, однако его распространение по американской культуре, конечно, оказалось куда шире. «Очень странные дела», например, плоть от плоти вдохновлены «Полтергейстом»: там есть и вполне конкретные сцены-оммажи (момент во втором сезоне с Оди сидящей перед телевизионными помехами), есть премилые семейные завтраки в духе «Полтергейста», а также присутствует прямая ссылка на фильм 1982-ого года, на который куплены билеты в кинотеатр.
Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале:
https://t.me/cinemacritique/2719