Найти тему

Karosa B732 – чешский гость в российских городах

Всем привет!

Среди зарубежных автобусов, активно использовавшихся в нашей стране, наиболее известны венгерские Ikarus и немецкие MAN и Mercedes-Benz. Но еще один популярный в нашей стране европейский автобус производился на заводе в чешском городе Високе-Мито. Это Karosa B732, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

История нашего героя началась в 1983 г. Он пришел «в помощь» автобусу Karosa B731, от которого В732 отличался лишь механической коробкой передач вместо автоматической у предшественника. Это позволило использовать В732 не только на городских, но и на пригородных перевозках.

Общая же конструкция осталась прежней: тот же «прямоугольный кузов» с небольшим наклоном сзади, та же светотехника и те же три двустворчатые пассажирские двери, причем передняя уже, чем средняя и задняя. Не изменился и двигатель объемом 11,94 л и мощностью 200 л. с., располагавшийся в задней части.

Karosa B732 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
Karosa B732 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон же автобуса не отличался большой вместимостью: в нем 23 сидячих места, а всего в автобусе могло ехать 90 человек. Примечательно, что накопительной площадки в салоне не было:

Салон Karosa B732. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон Karosa B732. Источник фото: fotobus.msk.ru

Karosa B732 выпускался до 1997 г., и всего было создано около 4495 таких автобусов. Со временем машина незначительно модернизировалась: водительское место стало отделено от пассажиров полной перегородкой, а двигатель стал отвечать новым экологическим стандартам.

Свое применение эти автобусы нашли не только на родине в Чехии, но и в других странах Восточной Европы, а после развала СССР около 900 машин попали в города теперь уже независимых республик. В России Karosa B732 получил распространение в основном в регионах европейской части, но некоторые машины попали в Заполярье и Сибирь.

Karosa B732 в Омске. Источник фото: fotobus.msk.ru
Karosa B732 в Омске. Источник фото: fotobus.msk.ru

Интересно, что Karosa B732 оказался не таким надежным, как венгерские Ikarusи их российские переделки, и проработал он не так долго – до 2010х гг. Впрочем, к тому времени уже началась их замена, и чешский гость постепенно исчез с городских улиц. Кстати, и сама марка Karosa перестала существовать: в 2007 г. она вошла в концерн Iveco и стала выпускать уже совсем другие автобусы.

В нашей же стране В732 после окончания работы на городских маршрутах недолгое время использовался как служебный транспорт в крупных компаниях:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Дальнейшая их судьба неизвестна, как ничего неизвестно и о музейных экземплярах этого автобуса на территории России. Лишь в Восточной Европе отдельные экземпляры было решено сохранить для потомков:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Karosa B732 – чешский автобус, который не обрел такой популярности, как классические венгры 200й серии или немецкие машины, но при этом сумел запомниться и европейцам, и нашим согражданам. Хочется надеяться, что число музейных экземпляров этой модели будет возрастать: для многих наших соотечественников он как ни как один из «автобусов детства».

Бывали ли такие автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!