Рыболовство является одной из ключевых отраслей экономики Японии. С учётом того, что Россия на днях расторгла соглашение, позволяющее осуществлять промысел японцам по квотам рядом с южными Курильскими островах, то ситуация для Японии существенно усложняется.
Но и до этого, у рыбаков Японии возникли серьёзные трудности в работе, в том числе и из-за ограничений в отношении России. Ниже вольный перевод статьи с сайта JIJI на данную тему: 不透明感増す日本水産業の行方 ロシア経済制裁で海の勢力図に変更あるか. Статья была написано до решения российских властей прекратить сотрудничество.
Россия - рыболовная держава
В России, благословленной рыболовными угодьями, процветает рыболовецкое судостроение, и говорят, что в 2019 году было выловлено около 5 миллионов тонн морепродуктов (ФАО: Фишстат).
Это на том же уровне, что и в общей сложности 28 стран ЕС (на тот момент Великобритания ещё не покинула его), что намного превышает уровень Японии в 3,2 миллиона тонн. Рыбный капитал, влияющий на местную экономику, существует и на Дальнем Востоке, а рыба экспортируется как важное средство заработка иностранной валюты в России, их «рыболовная сила».
Япония, Европа и США, где имеется серьёзный рынок морепродуктов, стали «покупателями» России, а Япония в больших количествах закупает крабов, треску (включая икру) и морских ежей. Соотношение этих трех видов продукции из России достигло около 50% в денежном выражении от всего импорта морепродуктов Японии.
В результате стоимость импорта морепродуктов из России в 2021 году составила 138,1 млрд иен, что является третьим по величине после 290,4 млрд иен из Китая и 142,8 млрд иен из Чили.
Комплексная дистрибуция морской продукции
Часть российского минтая вторично перерабатывается на рыбоперерабатывающем заводе в Китае и реэкспортируется в Европу и другие страны. Некоторые российские морепродукты, поступающие в Японию, проходят через Пусан, Южная Корея, где в международном узловом порту сосредоточены морозильные камеры.
При этом, нельзя утверждать, что рыба и моллюски, выловленные в России и Северной Корее и переработанные в Китае, не будут распространяться в небольших количествах как «китайские морепродукты», что осложнит введение торговых ограничений.
Крабы, привезенные с Сахалина, морские ежи, привезенные из Северных краёв, и нерка, выловленная на Камчатке, являются важной продукцией для переработчиков рыбы, которые хотят удовлетворить растущий спрос на японском рынке, но из-за нехватки сырья они теряют деловые возможности.
Российские рыбопромысловые компании неуклонно набирают силу. Северные территории уже превращаются в рыболовные базы, что поддерживается стратегией развития российского правительства. Если для рыбной промышленности относительно трудно повлиять на экономические санкции, абсурдно, что «рост» будет продолжаться даже при нынешних обстоятельствах, а степень свободы рыболовной деятельности с японской стороны снизится.
Присутствие Китая
Отношение Китая также является неопределенным фактором. В настоящее время Россия подвергается жестким экономическим санкциям.
Китай является сильнейшей в мире «рыболовной державой» с точки зрения производства. Китайские рыболовные суда уже наработали достаточную мощность в северной части Тихого океана, в том числе в прибрежных районах Тохоку и Хоккайдо. Будет интересно, как расширение присутствия Китая, который является крупнейшим импортером морепродуктов в Японию, будет стимулировать промысел в этих районах.
Проблемы Японии
В таких водах работают и тайваньские суда для лова сайры, располагающие мощным пелагическим рыболовным флотом. С другой стороны, Япония потеряла многие из своих рыболовных флотилий, таких как пелагические тролли и пелагические ловцы кальмаров, в рамках системы 200 морских миль. Донный сетной флот на Хоккайдо, который ловит минтая, больше не выходит. С 2013 года промысел тихоокеанской сайры также оказался позади тайваньцев по объему производства.
У Японии серьезная нехватка человеческих ресурсов и ограниченные возможности, потому что у нее еще нет возможности отправлять рыболовные флоты в расширенном режиме.
Японский рыболовный флот уже находится в состоянии упадка в Восточно-Китайском море из-за конкуренции с китайскими сетями и тайваньскими ярусоловами. Как было сказано выше, он утратил свое присутствие даже в северном регионе.