Об этом синдроме впервые рассказали в 1977 году американские медики, I. S. Symington и B. H. R. Stack. Ими были описаны несколько случаев летального исхода после длительного авиаперелета под названием «Пульмональная тромбоэмболия после путешествий".
Но официально случай взаимосвязи смертельного исхода с предшествующим авиаперелетом был зарегистрирован только в 2006 году. Англичанка Эмма Кристоферсен, 28 лет, увлекалась спортом и возвращалась в Лондон после присутствия на олимпийских играх в Сиднее. Она почувствовала себя плохо в самолете, кое-как дождалась посадки, но потеряла сознание в зале прибытия и скончалась по дороге в больницу.
Эмма – самая известная жертва тромбоза глубоких вен. Сгусток крови, сформировавшийся в ее ноге, оторвался от стенки сосуда и достиг легочной артерии. Это нарушило нормальный процесс газообмена между кровью и легкими и привело к смерти.
После этого случая Всемирная Организация Здравоохранения официально признала риск развития этого заболевания как явный факт. Но на тот момент считалось, что риски присутствуют только у пассажиров «эконом класса», так как недорогие билеты на самолет подразумевают малое расстояние между рядами кресел. Это лишает человека возможности двигать ногами или просто вытянуть их и в случае длительного перелета ведет к тромбозу глубоких вен.
Но уже в 2012 году авторитетные врачи опровергли связь тромбоэмболических осложнений с полетами в эконом-классе. Им в равной степени подвержены и пассажиры бизнес-класса, а также те, кто предпочитают автобусы, автомобили или поезда.
Поэтому в настоящее время корректнее использовать термин «синдром путешественника». Подробно факторы риска его развития описаны в моей публикации выше. Но есть еще несколько моментов, о которых стоит упомянуть.
В поездке/авиаперелете, мы, как правило, сокращаем потребление воды, чтобы избежать учащения позывов к мочеиспусканию. Тем более, если наше посадочное место находится возле окна или иллюминатора. Неудобно лишний раз протискиваться через тесный проход и беспокоить соседей своими рейдами в уборную. Таким образом усугубляются риски сгущения крови и гиподинамии, одинаково опасные в этой ситуации.
По данным Российской авиакомпании Аэрофлот, каждый месяц фиксируется около 30-ти случаев тромбозов. Это примерно один случай на 6 тысяч путешественников.
🌀На какие симптомы следует обратить внимание?
На внезапное появление отечности ноги (чаще односторонней), сопровождающейся дискомфортом/болью, в некоторых случаях – изменение цвета кожи. Реже заболевание развивается под маской легкого дискомфорта в ногах.
Следует помнить, что риски формирования тромбов после окончания поездки уменьшаются, но в течение 4 недель могут проявиться симптомы скрытого тромбообразования, связанных с «отрывом» и миграцией в легочные сосуды ранее сформированного тромба. Поэтому при внезапном появлении признаков одышки, сердцебиения, резких болей в ногах, за грудиной, головной боли следует незамедлительно обратиться к врачу и не забыть сообщить о недавнем путешествии.
Полезно знать, что при регистрации тучного пассажира или женщины с маленьким ребенком, который летит у нее на коленях (что создает дополнительный риск тромбоза вен нижних конечностей), оператор обычно резервирует соседнее место и старается никого сюда не сажать, если самолет загружен не полностью. В Боинги-767 предусмотрены 12, а в аэробусе-300 — 16 кресел для длинноногих клиентов. В службе регистрации аэропорта Шереметьево-2 заполнять салоны эконом-класса ИЛ-86 всегда начинают с 16-го и 34-го рядов, оставляя 15-й и 33-й для рослых пассажиров.
Будьте здоровы и берегите себя, используя простые профилактические меры развития синдрома путешественника (описаны в предыдущей публикации).
С уважением,
Кулакова Евгения 🌹
кардиолог_насвязи
Если публикация была полезной и интересной, ставьте ❤️👍 и делитесь информацией с окружающими.
Статья носит ознакомительный характер и не может заменить консультацию врача.
Эти и другие материалы читайте также в telegram-канале «Доктор 2.0»
Подписывайтесь 🤗 🤝