Найти в Дзене
dSONIQ team

Почему студийные мониторы должны иметь ровную АЧХ?

Над аранжировкой и сведением музыкальных фонограмм нужно работать в условиях достоверного воспроизведения. Контроль звучания производится на специально разработанных для этих целей акустических системах – студийных контрольных мониторах, которые должны максимально точно и правдоподобно передавать тембры записанных инструментов и голосов, вносить минимальные слышимые изменения в звуковой сигнал.

За качество звучания акустический систем отвечает целый набор технических параметров. Основной вклад в точность передачи тембра вносит АЧХ - амплитудно-частотная характеристика.

АЧХ — зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты входного синусоидального сигнала с постоянным заранее заданным уровнем. Отображается в виде графика, на горизонтальной оси которой частота входного сигнала, а на вертикальной оси – уровень, к которым воспроизводится выходной сигнал.

АЧХ студийных мониторов должна быть как можно более линейной. В этом случае звукорежиссер воспринимает частотные составляющие звукового спектра с тем уровнем, с которым они существуют в записи. Неравномерность АЧХ акустических систем высокого класса не должна превышать ± 2 дБ.

Ранние модели студийных мониторов не имели такую равномерную АЧХ, как современные. В эпоху становления звукозаписи музыка была акустической, звукорежиссеры управляли в основном музыкальным балансом и панорамированием без использования эквалайзеров, поэтому тембральная окраска мониторов не слишком сильно влияла на готовую запись.

Акустические системы ALTEC LANCING 604-8H, одни из первых специально разработанных для студийного контроля. Неравномерность АЧХ ± 5дБ в рабочем диапазоне
Акустические системы ALTEC LANCING 604-8H, одни из первых специально разработанных для студийного контроля. Неравномерность АЧХ ± 5дБ в рабочем диапазоне

Необходимость улучшения технических параметров студийных мониторов все же была очевидна. Выводы многолетних исследований привели к постановке задачи минимизации окраски звучания контрольных акустических систем. Было признано, что работа идеальных акустических система не должна быть заметна, у слушателя должно возникать ощущение присутствия реальных музыкальных инструментов. Таким образом в качестве стандарта была принята максимально линейная АЧХ.

-3
Студийные мониторы ВВС LS 3/5a. Неравномерность АЧХ ± 3дБ в рабочем диапазоне
Студийные мониторы ВВС LS 3/5a. Неравномерность АЧХ ± 3дБ в рабочем диапазоне

Трансформация музыки, появление электрических и электронных музыкальных инструментов, а также приборов обработки, кардинально изменяющих звучание, привело к тому, что стали появляться записи, которые не имели акустических первоисточников. Все впечатление о звучании такой музыки складывалось на основе воспроизведения акустических систем. Линейность АЧХ контрольных мониторов приобрела новый смысл, так как от неё стали зависеть критически важные решения звукорежиссеров при создании микса.

Чем сильнее изменен исходный сигнал, тем больше ошибочных поправок в микс может быть внесено под воздействием окраски мониторов. Задача производителей мониторов – насколько это возможно, снизить слышимые изменения в звуковой сигнал. Лучшие современные акустические системы имеют искажения на пределе восприятия человеческого слуха.

-5
Студийные мониторы Genelec 8060A. Неравномерность АЧХ ±1 дБ в рабочем диапазоне
Студийные мониторы Genelec 8060A. Неравномерность АЧХ ±1 дБ в рабочем диапазоне

Искажения АЧХ мониторной системы проявляются в неестественности звучания, изменениях тембров, смазанности инструментов, снижению детальности, смещению частотного баланса. Чем больше искажений при мониторинге, тем сложнее звукорежиссеру сделать качественный микс. Затраты труда и времени на создание микса существенно возрастают, приходится постоянно учитывать окраску звука при мониторинге и делать обратную компенсацию, которая может противоречить творческому процессу.

Для полноценной работы над аранжировкой и сведением вам необходимы мониторы с ровной АЧХ и помещение, которое не вносит неадекватной окраски в звучание. Записи, сведенные на некачественном контроле могут приемлемо звучать там, где проводилась работа и плохо звучать во всех остальных местах. Допустим, помещение или мониторы вносят нежелательный подъем в диапазоне 120-130 гЦ. Для комфортного звучания звукорежиссер вынужденно ослабит их в фонограмме, тем самым исказив тембры и частотный баланс в записи.

Если правильные рабочие условия вам не доступны, вы можете воспользоваться наушниками с коррекцией dSONIQ Reaphones, которая в том числе выравнивает АЧХ. Вы сможете сконцентрироваться на звучании треков, а не на проблемах вашего мониторинга.

Алексей Хайминов, Кирилл Марченко.