Широко известно высказывание генерала Ермолова, который говорил, что Северный Кавказ – это огромная крепость, защищенная полуторамиллионным гарнизоном. Судя по всему, полководец Российской империи не набивал себе цену, а был достаточно точен в своих оценках. А если и привирал, то не так уж и немного.
Согласно сборнику «История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.)», оставленному на основании царских данных и опубликованному в 1988-м году, численность горских народов распределялась так. Население Дагестана в 1860-м году составляло полмиллиона; количество чеченцев и ингушей в 1840-м году – 138 и 38 тысяч соответственно; осетин в 1831-м – 16 тысяч; карачаевцев и балкарцев в тот же год – по 15 и 9 тысяч; всех групп адыгов после завершения мухаджирства в Османскую империю – не более 50-ти тысяч. Напоминаю, что по примерным оценкам задействованных в переселении мухаджиров русских офицеров, Кавказ покинуло не менее 200 тысяч человек.
За полтора столетия численность этих народов выросла в десятки раз. Чеченцев, согласно переписи 2010-го года, теперь 1,431 миллиона человек – это шестой народ России. Ингушей 444 тысяч по состоянию на тот же год. Осетин – 528 тысяч, карачаевцев – 218 тысяч, балкарцев – 112 тысяч, трех основных адыгских групп совместно – 717 тысяч, а если отдельно, то адыгейцев – 128 тысяч, кабардинцев – 516 тысяч, черкесов – 73 тысячи. Дагестан, если считать без русских, немцев и прочих славян – свыше трех миллионов.
Иными словами, кто-то прибавил больше, кто-то меньше. Но, в общем и целом, с момента окончания Кавказской войны численность горских народов выросла не менее, чем в десять раз. Конечно, все эти цифры очень неточные. Кавказцы не больше русских крестьян любили переписи и намного лучше них умели от переписчиков скрываться. Во время исхода черкесов и прочих народов точное число переселенцев никто не считал. И все-таки, примерные цифры у нас есть. И они говорят, что прирост был очень значительным.
Почему же так сильно изменилась демография кавказских народов?
Ислам и традиционное патриархальное общество приводили к очень существенной рождаемости. Однако, и естественная убыль населения была весьма велика. В конце 18-го и начале 19-го века в регионе случилась чума. Походы крымских татар были практически регулярными, а сама история горцев – была сплошная нескончаемая междоусобная война.
Та или иная деревня могла держать под контролем свое ущелье. Но переселиться в иное место возможности не было – реальной угрозой становился чей-то набег. Поэтому экономические возможности сильно сдерживали рождаемость. Родители не всегда могли своих детей прокормить.
Российская империя не была шибко человеколюбивым государством. И на Кавказ пришла с целью его завоевания. С кем-то отношения складывались лучше, с кем-то хуже, с кем-то был заключен взаимовыгодный союз. Но, в общем и целом, проникновение сюда мировой державы имело вполне благоприятный результат. Прекратились взаимные набеги и люди могли выходить на свое поле без ружья и сабли. Горцы стали переселяться на равнину, они получили возможность обрабатывать более плодородную землю. Впервые в их истории исчезла постоянная угроза голода. Начался медленный рост населения.
Общим принципом империи было невмешательство в дела своих подданных. Поэтому медицина, образование, прочие подобные вещи на желавших сохранить свой уклад кавказцев почти не распространялись. Но это изменил Советский Союз, который принес одной шестой части суши достойную современного государства социальную инфраструктуру. Неудивительно, что численность горцев неуклонно росла весь 20-й век и продолжает устойчиво расти сейчас.
#кавказ #кавказцы #демография #население россии #чеченцы