Это случилось в Чаунской ГРЭ, той самой экспедиции, где мы проходили геологическую практику в 2004 году, описанную в Дневнике Жизни студентов геологов.
5 июня 1991 года, сошел селевый поток на реке Кекурной, который забрал жизни 8 человек, работавших в геологической партии по разведке олова.
Об этом событии вышла статья в газете «Полярная Звезда» от 15 июня 1991 года.
Но фактическую картину событий, максимально приближенную к реальности, изложил Иосиф Тибилов (работник Чаунской ГРЭ) в своей книге «Благословенные времена презренного застоя», в главе «Из жизни Бори Смолянинова». Привожу с сокращениями
Первый сель
Через год Боря получит диплом и приедет к нам работать. Станет одним из лучших старших техников-геологов Предприятия. Безукоризненно добросовестным, аккуратным, собранным и твердым. Предельно надежным. Далее судьба, вернее результаты моих геологических иллюзий и происков, забросит нас работать на Северный гранитный массив. Это тот самый гранитный массив, в котором в 1948 году грядущий Герой Социалистического Труда И.Е. Рождественский по приказу Родины нашел урановые руды. Которые были молниеносно разведаны и добывались здесь до середины 50-х годов. А мы в этом самом массиве вели картосоставительские, потом разного рода поисковые работы на олово.
В 1982 году мы с Вовой Афанасьевым, молодым и энергичным начальником партии, зацепив несколько бутылок водки и пару кругов «краковской» колбасы, по зиме поехали на вездеходе на Северный гранитный массив. Выбирать место под полевой лагерь. На речке с красивым названием Кекурная. Выбрали место, обмыли его на грядущие полевые удачи. Вездеходчику процедура выбора базы очень понравилась. И он тонко намекнул, что готов в любые времена посильно участвовать в подобных мероприятиях на свежем воздухе.
Свой полевой лагерь мы поставили на левом берегу реки. На сохранившейся от паводков невысокой речной террасе с шикарным фрагментом дороги уранщиков. На плотном выровненном полотне старой дороги ставить лагерь было одно удовольствие. И ко всем удовольствиям еще и русло Кекурной очень удобно прижато к террасе с этой дорогой. Несколько десятков шагов от палатки — и ты с водой.
Партия наша должна была искать олово. И она его искала. Разными поисковыми способами. Народ в партии собрался по преимуществу приличный. Всевышний, видимо, глянул на нас без большого омерзения, и за олово нам удалось зацепиться. Работы продолжились, база наша начала обустраиваться и потихоньку расширяться.
Поздней весной, точнее 9 июня 1984 года, Боря чуть не погиб, находясь в это время в полевой бане.
Первая половина июня на Чукотке — время самого активного таяния снегов. По упомянутому выше безымянному ручью внезапно сошла в долину Кекурной снежная лавина. Вернее, снежно-водяной селевый поток с щебнем и обломками гранита, или просто сель. Он снес стоящий на левом берегу ручья склад горюче-смазочных материалов (капитальную эстакаду, сооруженную из больших бревен, на которой стояло десятка четыре бочек с дизтопливом и бензином), бортовой rpyзовик с водителем, сидевшим в кабине, и баню, которая украшала правый берег сакраментального ручья.
В бане в это самое время неторопливо, в задумчивом одиночестве мылся Боря. Лавина сошла замечательным теплым днем. Безоблачное небо, яркое горячее солнце, поддувает теплый южный ветер. Все располагает к покою и миросозерцанию. Каким образом Боря почуял опасность и вылетел голым из бани — буквально за несколько секунд до того, как лавина со скоростью хорошего товарняка налетела на нее, — осталось необъяснимым. Боря говорил, что он вдруг почувствовал, что воздух стал другим. Воздух в бане? Каким другим? А какой он вообще, этот самый воздух в обычной норме — по ощущениям?
Сметенного лавиной вместе с машиной водителя откопали быстро. На базе, к его татарскому счастью, был бульдозер. Причем на ходу, что бывало, прямо скажем, нечасто. Водитель машины по темпераменту был отпетым флегматиком, но когда его выволокли на свет божий, имел весьма ошарашенный вид. Этот никаких изменений в воздухе не почуял. И только таращился по сторонам, без особых надежд умоляя о кружке водки. Видимо, чтобы по горячим следам заглотить за несостоявшийся упокой своей бессмертной души.
Много раз пытался я представить себя на Борином месте. В бане, на которую безмолвно несется лавина. Я в теплой мыльной пене. После неоднократного захода в парилку. В полной банной расслабухе. И что же я — почувствую кожей какую-то тревогу? «Что-то непонятное в воздухе»? Безмолвную опасность? Импульсивную потребность бежать из бани?
Каждый раз я должен был мысленно себя похоронить.
Второй сель
Работы на Северном массиве потихоньку двигались, появлялись кое-какие обнадеживающие результаты, наша полевая партия начала преобразовываться в круглогодичную партию, стала осваивать большие объемы разных горных и буровых работ. Появилась на Кекурной бездна нового народа.
Чудом выскочивший из-под снежной могилы Боря стал специалистом по селевым сходам на Северном массиве. По его настоятельным рекомендациям весной по Кекурной и наиболее опасным ее притокам гоняли бульдозер, который прокапывал канавы для опережающего сброса воды. Талые воды в снегу не скапливались, и опасность схода селевых потоков успешно блокировалась.
Так продолжалось до весны 1991 года. До роковой весны. Снега в том году по долинам скопилось много. Весна была дружной. Обстановка совершенно селеопасная. К этому времени на Северном работала крупная партия, выполнялись огромные объемы горных и буровых работ. На Кекурной вырос большой лагерь. Причем львиная его часть стояла в пойме реки, по ее правому борту. Руководство партии к этому времени поменялось. И от Бориных антиселевых рекомендаций руководство отмахивалось. Забот выше крыши, горит выполнение плановых объемов, лишней техники нет, а тут снимай бульдозер, посылай его копаться в снегу, жги без толку солярку.
Боря очень сильно обеспокоился. Приехал в Певек. Побегал по начальству. Малорезультативно. Написал докладную. Его успокоили, сказали, что при первой же возможности антиселевые мероприятия проведут. Дадут строгое распоряжение начальнику партии. Боря уехал обратно на Кекурную. Ждать этих самых строгих распоряжений. А весна идет полным ходом. Теплынь, и весенняя благодать.
А уехал Боря на Кекурную - с начальником и главным инженером партии, которые по приезду сделали необходимые распоряжения. И засобирались обратно в Певек.
Небольшое количество народа, находящееся на базе днем, вылезло из столовой на ласковое солнышко. Отравить организм святой послеобеденной затяжкой никотина. А отъезжающие стали стягиваться к вахтовке, которая стояла около столовой.
И в это самое время из-за поворота Кекурной вылетела стена селевого потока. На глазах у потрясенного Бори, который стоял у своей палатки на нашей старой базе. Несколько селевых волн одна за другой пролетели со скоростью пассажирского поезда по руслу реки и правому ее борту. И базы в пойме не стало. На месте трех протяженных улиц из балков и капитальных палаток осталось несколько разбитых и развернутых балков. Погибло восемь человек, включая начальника партии, который, может быть, так и не успел осознать свою роковую ошибку — с экономией бульдозера и горючего.
Наблюдение воочию предсказанной катастрофы, наблюдение внезапной и неотвратимой гибели людей в прекрасный теплый солнечный день - все это произвело на Борю жуткое впечатление. Он так и не смог оправиться от этого. И через год уехал с Чукотки на родину - в Забайкалье.
На участвовавшего в авральных спасательных работах Вову Афанасьева это произвело жуткое впечатление. На поминках его просто заклинило. Он как заезженная пластинка говорил мне после каждой заупокойной рюмки
— Ну как же так, Виссарионыч, все, что мы поставили, все стоит, а что поставили после нас — ничего не осталось. Ну, как же так...
Районы образования селей в России и выводы
Есть такая карта, где указаны опасные районы с риском схода селевых потоков.
Если следовать ей, то жить практически на всем черноморском побережье от Сочи до Анапы – условно опасно (вероятность схода селей есть, хотя и низкая), но люди живут, и население постоянно растет. Другие районы с риском образования селей, являются менее населенными или находятся уж в совсем глухих местах.
👆Что можно посоветовать, а актуально это для любого региона, если ваш дом или дача находятся на склоне горы, холма, то не спешите вырубать растущие на участке деревья, а лучше посадите их дополнительно, чтобы корневая система держала почву на склоне и в случае обильных и затяжных дождей, не позволяла случиться сходу почвенного покрова с последующими разрушениями.
😥Одним из самых печально знаменитых селей, стал сход ледника Колка с потоками грязи, камней и воды, случившийся 20 сентября 2002 года, погубивший актера и режиссера Сергея Бодрова и его съемочную группу.
Но возвращаясь к теме статьи, геологам и начальству Чаунской ГРЭ было известно, что место нахождения лагеря опасно (первый сель и звоночек уже был), но тем не менее на этом же месте продолжились работы и не один год, пока то ли из-за попустительского отношения со стороны начальства к проведению противоселевых мероприятий, то ли из-за гнева духов местных сопок или погибших душ на урановых рудниках Дальстроя, всех не накрыло селевым потоком.
☸Что это? Карма, судьба?
☝Может у кого-то из читателей были похожие случаи? Не обязательно сель, а когда какая-то внутренняя чуйка, позволила избежать гибели, как это случилось дважды с Борей в этом рассказе?