Global Japanese Tea Association подготовила и опубликовала очередной обзор японских чайных новостей — и, надо сказать, обзор этот получился насыщенным. Самой интересной, на мой взгляд, новостью, является запуск небольшого проекта, подразумевающего подготовку двадцати молодых евангелистов японского чая. Евангелистами, напомню, часто называют популяризаторов высокого уровня. Насколько мне известно, впервые этот термин в таком значении стал использоваться для обозначения перевозбужденных (иногда — до фанатизма) энтузиастов компьютеров и всего, что с ними связано. Ну а потом его распространили за пределы информационных технологий. И сейчас евангелист — это как амбассадор, только с большим энтузиазмом..
Если бы слово «евангелист» не вызывало разрывчика шаблончика у часто встречающихся пуристов, я бы, возможно, сам себя тоже называл «чайным евангелистом». Хотя, конечно, «чайный клоун» все равно круче…
Так вот. Программа, объявленная Global Japanese Tea Association, рассчитана на японских студентов, планирующих обучаться за пределами Японии (давим вздох разочарования) и готовых заниматься популяризацией японского чая. До 7 июля организаторы программы принимают заявки в свободной форме — и те молодые люди, чьи плодотворные дебютные идеи, а также презентационные и языковые навыки будут сочтены достаточными, пройдут японскую чайную евангелистскую подготовку. Которая будет включать в себя тренировку крика «Банзай» изучение японского чая вообще и посещение какого-либо чайного региона Японии в частности. После прохождения спецподготовки, начинающие евангелисты получат комплект чая и чайной посуды на 50000 йен и будут парашютированы в тыл врагапоедут учиться чему они там собирались. Только уже не просто так, а с чайником и мешком чая.
Это маленький и красивый проект. И не стоит, на самом, сомневаться в его эффективности. Да, если бы этот проект реализовывался в вакууме, то был бы полной фигней, единственным бенефициаром которого стала бы ассоциация-организатор. Но с учетом и уже существующего интереса к японскому чаю, и весьма впечатляющей (особенно по сравнению с реальной долей японского чая на мировом чайном рынке) культурной и информационной подпиткой, такое точечное воздействие может быть очень эффективным.
Мне вся эта затея напомнила давнюю историю (возможно, выдуманную, потому что навскидку я не нашел ей никаких подтверждений) о том, как 1950-60-е года в Японии сохраняли традиционные искусства, типа икебаны. К которым как-то резко охладела молодежь. Чтобы поднять престиж занятий традиционными японскими штуками, японцы начали открывать разные школы при своих посольствах в других странах. И та же икебана в представлении молодых японцев из никому не нужной унылой архаики, сравнимой с плетением лаптей, резко превратилась в престижное занятие с дипломатическими перспективами.
Что же касается евангелистов японского чая, то, теоретически, этот проект может быть интересен и тем любителям японского чая, которые находятся за пределами Японии и не являются японскими студентами, собирающимися учиться за границей. Нужно просто смотреть, куда отправятся японские чайные агенты евангелисты. И, если они окажутся рядом, идти с ними на контакт и перевербовывать устраивать совместные чаепития. У них же будет с собой чай — и его нужно непременно выпить.
Замечу, кстати, что тема с амбассадорами и евангелистами какого-либо чайного региона совсем не нова. Некоторое время назад, например, функции классического амбассадора вьетнамского чая (или даже Сноу Шаня, я не знаю деталей) выполнял Андрей Иванов («Изподнебесной», Рига). Амбассадорить ему, правда, пришлось без особой информационной поддержки, что практически невозможно. Но красивые вьетнамские дегустации одно время в Риге проводились.