В истории, жизни, мифах все действия имеют свои причины и следствия. И далеко не всегда причинно-следственный ряд позволяет сохранить гармоничные отношения сторон, иногда следствия порождают такие ответные действия, что клубок взаимных претензий перерастает в длительную непримиримую вражду. Эта война противоборствующих сторон длится порой до смерти одного из участников конфликта, а иногда распря продолжается потомками и много поколений спустя. Истоки её могут быть уже забыты, но она продолжает отравлять жизнь наследников слепой вражды предков. Но если даже эта вражда длится в течение одной жизни человека, она не позволяет проявить лучшие качества личности, выявить природный дар, направленный на созидание, и сделать то, чего никто не может сделать лучше этого человека и для чего он, собственно говоря, и появился на свет. Судьба этого человека загублена, хотя он может и сохраниться в памяти потомков, но энергия жизни его уходит на противоборство и всё уничтожающую распрю. И уже не важно, кто был инициатором вражды, но живёт такой человек напрасно, сея не только ненависть и смерть вокруг себя, но и губя свой природный дар. Такова жизнь большинства персонажей греческих мифов, которых художники прошлых времён прославили своими творениями.
Тесей и Пиритой похитили Елену из Спарты, когда ей было всего двенадцать лет. Кастор и Полидевк, братья девочки напали на Афины, освободили сестру и захватили в плен Этру, мать Тесея, а власть в Афинах передали Менестею. В это время Тесей и Пиритой при попытке похищения Персефоны из Аида были захвачены в плен Плутоном, который решил их оставить навечно в своём царстве. Через некоторое время Тесея освободил Геракл, но, когда он вернулся в Афины, Менестей изгнал его из города. Сын Этры прибыл к Ликомеду на остров Скирос, где и был убит.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Эпитома:
" Вступив с Пиритоем в сговор о том, чтобы жениться на дочерях Зевса, Тесей с помощью Пиритоя похитил для себя из Спарты Елену, когда той было двенадцать лет; а для того, чтобы сосватать Пиритою Персефону, Тесей спустился в Аид. Но Диоскуры, действуя вместе с лакедемонянами и аркадянами, захватили Афидны и вернули обратно Елену. Вместе с Еленой они увели в плен Этру, дочь Питтея. Демофонт и Акамант спаслись бегством. Диоскуры также вернули Менестея и передали ему власть над афинянами. Тесей же, прибыв с Пиритоем в Аид, был обманут: Аид, как будто намереваясь угостить, пригласил их сесть на трон Леты, и они к нему приросли: их удерживали своими кольцами обвившиеся вокруг них драконы. Пиритой остался там привязанным навечно, Тесея же вывел на землю Геракл и отослал его в Афины. Оттуда он был изгнан Менестеем и прибыл к Ликомеду, который убил его, столкнув в пропасть".
Формально в этом мифе неясностей нет, но вызывает сомнение причина похищения Тесеем двенадцатилетней девочки. После смерти Федры он стал вдовцом, но разве может быть невестой девочка в столь юном возрасте? Это совсем ребёнок. Почему Пиритой "сватается" к жене Плутона? Что это за новый вид сватовства? При сватовстве ведь обычно родители жениха обращаются с просьбой к родителям девушки. Почему Диоскуры, освободив свою сестру, уводят в плен мать Тесея? И есть ли причина у Ликомеда убивать Тесея? Посмотрим на миф с точки зрения здравого смысла.
Из предшествующих эпизодов можно было легко убедиться, что беспринципность Тесея наглядно проявляет себя и в общественной жизни, когда он устроил резню в Афинах после захвата власти в городе, и в семейной. По существу все его "подвиги" это лишения жизни других. Гибнут или исчезают женщины как помогающие Тесею (Ариадна), так и противоборствующие ему (Медея и Антиопа). Интриги загубили жизнь Федры. По мнению Аполлодора Тесей с Пиритоем похищают двенадцатилетнюю девочку (Диодор Сицилийский говорит, что ей вообще всего лишь десять лет!) и предпринимают попытку похитить Персефону для Пиритоя, чтобы он мог жениться. Но неужели в Элладе нет девушек? Что за странный выбор! Так поступают не нормальные граждане, а безнравственные люди и авантюристы.
В этой связи невольно появляются мысли, что один из этих женихов педофил, а другой геронтофил. Оба они люди примерно одинакового возраста. У Тесея несколько лет назад был убит 18-и летний сын Ипполит, поэтому ему никак не меньше сорока лет, а вот "невесте" - только двенадцать! Плутарх со ссылкой на Гелланика, античного историка V века до н.э., утверждает, что ему ещё больше лет: "Уже пятидесяти лет от роду, забыв о своём возрасте, Тесей, как рассказывает Гелланик, увёз Елену, и, дабы снять с него это тягчайшее из обвинений, иные говорят, будто Елену похитил не Тесей, а Идас с Линкеем". Столь большая разница в возрасте никак не может способствовать нормальной семейной жизни, уж не говоря о похищении. Таким образом, это поступок явно не разумного человека. Пиритой же совсем недавно женился на Гипподамии, в связи с чем было устроено избиение кентавров. Но, хотя текст и молчит о её судьбе, предполагается, что её тоже нет в живых. И вот - поражающее воображение "сватовство" к жене владыки подземного мира. Даже удивления нет в словах автора, что смертный таким образом "сватается" к жене бога. Отнять жену у другого человека, чтобы взять её себе - разве это справедливо! Разумеется, это не только в высшей степени наглость, но и, несомненно, преступление. У друзей нет ни совести, ни страха, ни уважения к законам общества, в котором они живут. Сговор подельников свидетельствует, что похищение Елены и попытка похищения Персефоны являются преступлением. Дело усугубляется тем, что Плутон - хозяин рудников и очень богатый человек.
Царство Аида - это огромное количество рудников и пещер, где добываются полезные ископаемые и в том числе драгоценные - золото и серебро. Богатый человек во все времена немножко "бог", он может позволить себе намного больше обычного человека. Елена и Персефона нужны Тесею и Пиритою вовсе не для того, чтобы жениться, они им нужны как заложницы для получения выкупа. Несомненно, ими движет не любовь, а корысть. Подобная авантюра будет им стоить жизни. Склонность эллинов в любой истории находить "женский след" или видеть в ней любовную интригу сыграла с мифографами плохую шутку и породило множество заблуждений. Если сравнить эту ситуацию с нашим временем, то немного мы найдём желающих похитить малолетнюю дочку начальника полиции или жену начальника строго охраняемого режимного объекта. По статусу они примерно соответствуют роду занятий Диоскуров и Плутона. Пойманные с поличным в Аиде охранниками незадачливые похитители были закованы в кандалы и стали рабами в рудниках. Драконы, обвившиеся кольцами вокруг их тел, о которых говорит автор, это, конечно же, путы или цепи. А в это время братья Елены Диоскуры захватили Афидны, освободили Елену и пленили Этру, мать Тесея. Несомненно, это - месть! Посеявший ветер - пожнёт бурю. Теперь уже не они зависимы от Тесея, а он зависит от них. Но тут на помощь Тесею приходит Эврисфей, который отдаёт приказ Гераклу освободить пленника. В Афинах его ждали неприятные вести, он узнал, что его мать уведена Диоскурами в Спарту. Похитителя чужой жены и ребёнка ждёт ещё один удар судьбы: новый правитель Афин изгоняет его из города. Судьба занесла сына Этры на Скирос, где Ликомед столкнул его в пропасть. Формально личных причин убивать Тесея у него не было и вполне вероятно, что либо он совершил это по чьей-то просьбе, либо с ним расправились родственники его многочисленных жертв террора в Афинах после захвата власти и гибели Эгея. Смерть Тесея поразительным образом напоминает гибель его "отца", который бросился в море, не дождавшись возвращения "сына" с Крита. Очевидно, тот, кто лишил жизни Тесея, хорошо знал истинную причину и виновника гибели Эгея. И тут мы имеем дело с местью...
По одной из версий рождения Елены её матерью является Немесида, она же у ахейцев была богиней справедливой мести. К сожалению, в мифах о ней очень мало сведений, но очевидно месть была востребована в обществе, где нарушались обычаи и законы, а власть не могла реагировать (или не хотела) на их нарушения. Если внимательно прочесть историю жизни Тесея глазами индуса, то впору говорить о кармическом воздаянии. Похищение Елены Тесеем с неизбежностью влечёт пленение Этры Диоскурами. Падение Эгея со скалы в море приводит его "сына" Тесея, наследующего власть в Афинах, к роковой развязке: он тоже падает в пропасть уже не по своей воле. Таков закон мести: око за око, зуб за зуб, похищение за похищение, убийство за убийство. Неотвратимый меч Немесиды не знает пощады. Поднявший меч против законов и обычаев гибнет от рук обиженных и униженных. Расплата столь очевидна, что она приходит уже при жизни людей нарушающих нормы социальной жизни. Для индусов придумана версия, что если расплата не наступает в этой жизни (мгновенная карма:-))), то нужно ждать следующей жизни. Очень удобная версия, которая гасит социальный протест в зародыше. В Греции же человек, испытывающий боль, не смиряется перед агрессией и наносит ответный удар. Нарушитель социальных норм не задумывается о том, что другому человеку больно или обидно. Преступник почему-то уверен, что только он имеет исключительное право безнаказанно присваивать имущество, похищать женщин, убивать людей, а ему за это ничего не будет. Он не думает, что подобные лишения могут коснуться его. Когда же человек осознает, что наступит возмездие за его преступления (и не от богов, и не в следующей жизни, а здесь и сейчас!), то он придёт к выводу, что следует воздерживаться от нанесения вреда и обид другому члену обществу. Так возникает нравственность. Соблюдающий социальные нормы имеет большие шансы прожить долгую жизнь. Корыстный же человек в какой-то степени не является разумным существом: он не видит причинно-следственный ряд, охотно идёт на преступления и жизнь его коротка.
С течением времени общество выработало основной закон нравственности: чего себе не хочешь, того другому не твори. Этот принцип получил название золотого правила нравственности. Есть много различных вариантов этого правила, которые нашли отражение в пословицах: "Не рой яму другому - сам в неё попадёшь", "Не плюй в колодец - самому придётся водицы напиться", "Что людям желаешь, то и сам получаешь". Золотое правило нравственности приводит нас к тому, что милосердие, добро, дружба и любовь не только способствуют межличностным отношениям, но и являются средством для сохранения мира и спокойствия всего общества.
Принцип непричинения вреда окружающей жизни - ахимса - наибольшее распространение получил в Индии. Это - высшая форма милосердия и доброты. "Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ". Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26
Ахейцы не знали золотого правила нравственности. Оно было выработано бесконечной вереницей жертв в течение многих столетий и появилось у эллинов. Можно сказать, что оно написано кровью многих поколений людей. Это правило встречается у Фалеса, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля. Золотое правило нравственности не только призывает к ограничению вреда другому живому существу, но и способствует сохранению многообразных форм жизни нашей планеты.