Лето пора отдохнуть от учебы, расслабиться, запитаться новыми впечатлениями, а также время делать новые открытия лично для себя. Наука отдыхает!
Ну и время заглянуть внутрь...
Так вот беру я бутылку вина, смотрю на этикетку, чтобы понять содержимое, что собственно за вино, место виноградника, какого года урожай (а тот самый 2013-й). Ну чтож, все понятно, беру!
ДАЙТЕ ДВЕ!
...
А тут коллеги попросили вмешаться в процесс приготовления бизнес-курса "Управление проектом", предложить что-то новое, современное, упаковать в бутылку (метафора), ну а этикетка у них как бы готова.
И вот тут меня посетила мысль, что как правило содержание курса (как и содержание бутылки вина) указывается на этикетке в виде учебного плана, который также должен иметь акцизный знак - соответствие ФГОС и прочим условностям, чтобы как бы чего не вышло.
Так вот, что мы указываем на этикетке - это мы как правила относим к содержанию, а то, как это содержимое будет употребляться - это уж извините практика. И практики тут скажут свое весомое слово! Так что представляю вам "этикетку" - формат содержания учебного курса, в виде матрицы 3х3.
И я вот представляю человека, который выбирает вино глядя на этикетку. Это вообще интересное зрелище, которое можно наблюдать с обеих сторон: например в магазине, где какая-нибудь бабуля пытается прочитать мелкий шрифт на этикетке с шампанским... А с другой стороны дизайнеры упаковок (редкая, но ценная профессия), которые силятся во что бы то ни стало угодить заказчику, и зацепить (как тут не вспомнить AIDA) внимание человека, который остановился перед винной полкой, чтобы завязать шнурок или поправить содержимое корзины и тут...
Та-Да-Да-Дам!
Если с бутылкой вина и ее содержимым все достаточно не просто и часто не понятно, содержимое есть, а вот результат никто не гарантирует, то почему же с учебными курсами мы считаем, что будет как то иначе? Что достаточно написать все на этикетке, точнее в учебном плане, пропустить этот план через разные комиссии (лборатории), экспертов (дегустаторов) и обязательно практиков (любителей выпить) и все последующие ученики, пользователи (т.е. умеренно употребляющие) неизменно получат результат, который заявлен в учебном плане или на этикетке.
И тут на помощь приходит прием Гипермышления под названием ВАВ - или "дженералисткое мышление", когда мы выходим за границы исследуемой системы, перестаем ее разделять на части (говорим "Спасибо" Аристотелю), и начинаем синтезировать, изучать над-систему, частью которой мы являемся. К сожалению эта часть мышления выпала не только из учебного процесса, но и выпала из практики мышления, по крайней мере, то что зовется "системным мышление" увлеклось исследованием связей между элементами. Таким образом над-система и т.н. дженералисткое мышление выпало из предмета наших системно мыслящих братьев.
ВАВ и строим над-систему
Итак, берем содержание курса, помещаем в центр матрицы и начинаем исследовать то, что же происходит вокруг, выходя за пределы собственного представления о предмете, но оставаясь при этом (парадокс!) в границах заданной предметной области. Возможно здесь потребуется начитанность, насмотренность, пробуждение интуиции, выдвижение нескольких смелых гипотез (с обязательной их проверкой), возможно обращение к коллегам по цеху или даже прогулка за его пределами.
В общем у меня ... добавляем немного магии и вуаля ... получилось то, что я бы хотел представить в виде СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
...
Здесь я немного помолчу, и оставлю пространство для того, чтобы подумать про содержание, что же это такое, то что на этикетке, то что в бутылке или то, что останется в нас после ее употребления?
ИП/2022/06/19