Найти тему
Василисины размышления

"Анчар" А.С.Пушкина как ранний образец научной фантастики. (НФ от рождения до заката - 1)

Читающая публика, обратили ли вы внимание на интересный феномен: за какие-то полтораста лет родился, расцвел и сошел на нет целый литературный жанр, научная фантастика? Предлагаю обсудить это в цикле статей "НФ от рождения до заката".

Собственно, чем отличается именно научная фантастика от всех прочих разновидностей фантастического жанра? А жанр этот древен до невозможности, обнаруживается на всю глубину культуроведческих раскопок. Мифы, сказки, легенды, побасенки, предания обнаруживаются во всех эпохах, от которых остались хоть какие-то ошметки информации.

Зачем в принципе человечеству понадобилась фантастика - предмет отдельного и очень долгого разговора. Но, помимо самых разнообразных задач, у научной фантастики есть своя, "нишевая", очень специфическая и весьма четкая цель - широкое научное просветительство.

Ключевое слово - широкое. Не для круга посвященных, не для специалистов, даже не для продвинутых любителей. А практически для всех, кто умеет читать.

Не каждый имеет достаточное образование, чтобы воспринимать серьезные научные труды. Да что там, даже облегченный научпоп привлекает далеко не всех. А вот лихо закрученная история невероятных приключений найдет множество читателей. И если писатель попутно изложит доступным языком какие-то новые сведения об устройстве мира, технике, новых открытиях, то эти знания проникнут в самые широкие круги общества.

Разумеется, запрос на такое просвещение дала промышленная революция XVIII-XIX века. Требовалось и формировать спрос на новые товары и услуги, и готовить (в том числе морально) кадры для работы по новым технологиям, а для этого вызывать ко всему новому доверие и восхищение. Раздвинуть границы мировоззрения, показать новые горизонты, заинтересовать процессом познания, сложностью мира, вызвать гордость от могущества человека над материей - все эти задачи решала научная фантастика.

Вообще-то официальным родоначальником жанра считается Жюль Верн, а первой книгой этого жанра - "Пять недель на воздушном шаре" (1863 год).

Однако примерно за полвека до этого первыми зачатками научной фантастики стали книги о вымышленных путешествиях, основанные на записках путешественников реальных. Приключения героев могли быть плодом авторской фантазии, зато описания фактуры давали достоверные сведения из географии, ботаники, зоологии, этнографии. Ну или хотя бы опирались на сведения, считающиеся на тот момент достоверными и исходящие из заслуживающего уважения источника.

Разумеется, талантливый автор не обязательно ограничивался приключениями и развлечениями. Социальная и этическая проблематика тоже могла присутствовать - именно из этой ветви потом развилось направление, наиболее ярко представленной творчеством Стругацких.

И одним из первых и ярких образцов такого научно-социально-приключенческого жанра стало стихотворение А.С.Пушкина "Анчар" (1828 год).

В школе все проходили? Текст помните? Оно в школе всегда анализировалось с точки зрения социальной проблемы: человека - человек послал выполнять смертельно опасное задание. Потому что один раб, а другой господин. Несправедливо!

Но где здесь фантастические приключения? А сами подумайте: вообще-то непобедимые владыки, способные гибель разослать к соседям в чуждые пределы, воевали более совершенным и массовым оружием, нежели десяток стрел, отравленных ядом одной чахлой ветки. И уж тем более в XIX веке. А если речь идет о диких племенах, населяющих далекие острова, то стоит ли именовать высокими титулами вождей крохотных деревушек? Вся геополитика нарочито выдуманная.

Ну ладно, приключения и выдумки нашлись. А наука-то где? А наука - вся первая половина стихотворения! Все длинное описание анчара - это дословное переложение главы из шеститомного труда "Амбонский гербарий" голландского естествоиспытателя Георга Эберхарда Румфа.

Пушкинисты давно обратили на это внимание, хотя не пришли к однозначному выводу: читал ли Пушкин оригинал, один из его адаптированных переводов или последующие переложения. Больше склоняются, что поэт взял сведения из другой поэмы - "Ботанического сада", созданного Эразмом Дарвином (дедушкой Чарльза Дарвина) на основе книги все того же Румфа. (почитать об этом можно здесь и здесь)

Вообще-то анчар напоминает большой фикус и растет вовсе не в пустыне чахлой и скупой, а во влажных тропических лесах. Ядовит, но не более, чем отечественное волчье лыко (Dáphne mezéreum). Прекрасно соседствует с другими растениями
Вообще-то анчар напоминает большой фикус и растет вовсе не в пустыне чахлой и скупой, а во влажных тропических лесах. Ядовит, но не более, чем отечественное волчье лыко (Dáphne mezéreum). Прекрасно соседствует с другими растениями

Как бы ни было приблизительно, гротескно и недостоверно описание анчара с точки зрения ботаники, сам Пушкин ничего к нему не прибавил относительно научного первоисточника!

Теперь вопрос: как вы думаете, много людей в России 1828 года читали труды голландских исследователей о флоре Моллукских островов (это между Новой Гвинеей и Сулавеси - сами-то сходу найдем на карте?). Многим было известно название дерева и его свойства?

А после публикации стихов самого модного российского поэта? Наверняка нашлись юноши, которых заинтересовали и дальние страны, и произрастающие там невиданные растения. Так что функцию просвещения через развлечение это стихотворение выполнило!

И не стоит думать, что это так, совпадение. Это для нас А.С.Пушкин - бронзовый классик. Для своего времени он был очень смелым новатором, держащим нос по ветру и чутко ловящим вызовы времени. Новый жанр уже упорно пробивал себе дорогу в литературе, в том числе российской.

Продолжение следует.

Еще на канале о фантастике

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба