- Почему, спустя много лет, Вы решили вернуться к сочинению музыки?
- А я не решил. Так получилось, что я присутствовал на одном концерте вместе с тогда еще митрополитом Кириллом. Там исполнили мое какое-то сочинение 20-летней давности, и вот что-то во мне такое всколыхнулось или пробудилось, что на протяжении 20 лет дремало, и я начал писать музыку. И в течение 2-х или 3 лет, это вот был 2006-й, 2007-й и 2008-й годы, я написал довольно много музыки, потом этот поток стал постепенно иссякать. Сначала я написал Божественную литургию, потом я написал Всенощное бдение, а потом мне пришла идея написать сочинение под названием «Страсти по Матфею». Причем идея этого сочинения — она у меня родилась в голове практически одномоментно, и она пришла мне в готовом виде. В это время я ехал за рулем машины из Вены в Будапешт. А когда после очередной поездки в Венгрию я возвращался из Будапешта в Вену, то уже на пути мне начали приходить первые мелодии. Я даже остановился в какой-то момент, чтобы их записать. И потом в течение трех недель я очень интенсивно работал и написал это сочинение.
- То есть Вы можете писать музыку, только когда есть вдохновение?
- Я могу писать музыку, только когда она приходит сама, более того, она просто иногда приходит в какие-то совершенно неподходящие моменты, и я тогда, если успеваю ее записать, тогда вот она остается.
- Вы как-то говорили, что Вы вернулись к музыке, спустя 20 лет, уже совершено другим человеком. Как Вы изменились за эти годы?
- Ну, мне трудно судить, но вот я могу сказать, что, когда я учился в школе, и я учился как композитор, то я был обязан писать музыку, а мне это давалось с трудом. У меня не было обычно вдохновения, и часто я приходил на урок к своему учителю с пустой тетрадкой. Там не было ни единой написанной ноты, и я это объяснял тем, что у меня не было вдохновения. Это объяснение моим учителем всегда принималось как абсолютно легитимное. Но вот когда, 20 лет спустя, я вернулся к музыке, то у меня было вдохновение, была потребность как-то выговориться на этом музыкальном языке. Эта потребность, как я говорю, сохранялась некоторое время. Она потом снова ушла, но она дала мне возможность передать через эту музыку что-то, что невозможно передать словами. В то же время, конечно, для меня это и миссионерская работа, потому что «Страсти по Матфею» — это сочинение, основанное на Евангелии.
Там читается евангельский текст, там звучат тексты богослужебных песнопений, и моя идея заключалась в том, чтобы как бы перенести атмосферу храма, перенести атмосферу богослужений Страстной седмицы на сцену концертного зала.
Из интервью митрополита Илариона (Алфеева) программе "Как я стал монахом" телеканала "СПАС" (2020 г.)