Этот текст стал культовым для «Движения за новую культуру» в Китае. Некоторые считают, что именно он положил начало китайскому модернизму. Принципиальная историческая ценность данного материала состоит в том, что это было первое литературное произведение на байхуа – разговорном простом языке.
Сторонники «Движения» совершили литературную революцию – требовали замены старого письменного литературного языка вэньянь на разговорный байхуа, который будет понятен даже простым людям. «Записки сумасшедшего» вышли в журнале «Новая молодежь» в апреле 1918 года. В 1920 на байхуа уже преподавали в школах и университетах.
А началась литературная революция именно с этого текста. Автор, Лу Синь, специально написал предисловие к «Запискам» на вэньянь, чтобы акцентировать внимание на том, что на байхуа в его тексте говорит именно сумасшедший, который видит и понимает в реальности больше, чем остальные. Лу Синь, создавая свое произведение, вдохновлялся «Записками сумасшедшего» Н. В. Гоголя: отсюда и дневниковый формат, и образ главного героя.
Главный герой – сумасшедший, который страдает паранойей. Ему кажется, что все вокруг него – людоеды. Что его брат хочет его съесть и уже съел их сестру, что доктор никакой не доктор, а лишь еще один из их «шайки», который пришел проверить, достаточно ли он жирный, чтобы его есть. Его занимает вопрос – нормально ли это. Он ищет ответ в книгах конфуцианской классики, где между строк читает «Ешьте людей!», рассуждает об этом в своем дневнике, в конце концов он начинает спрашивать людей, и тут нам открывается, что стоит за метафорой каннибализма.
Сумасшедший спросил двадцатилетнего, правильно ли есть людей, и тот ему ответил:
«– Впрочем, может быть. Ведь так повелось испокон веков.
– Раз повелось испокон веков, значит, правильно?»
Под людоедством в данном рассказе подразумевается конфуцианство, которое расценивалось сторонниками «Движения за новую культуру» как оплот монархического деспотизма, старой заскорузлой культуры, от которой они и хотели избавиться.
Позиция автора предельно ясна – существует общество, полное людоедов, которые это делают, потому что так принято. И существует сумасшедший, который начал задавать вопросы и сомневаться, что это правильно. Сумасшедший – это прозревший, который хочет изменить общество, ведь иначе оно погибнет:
«Раз они могут съесть меня, значит, могут съесть и тебя, а потом пожрут друг друга. Но ведь достаточно исправиться, как среди людей сразу воцарится спокойствие. Пусть до последнего времени ничего нельзя было сделать, но разве мы не можем всеми силами стремиться к самоусовершенствованию; скажи, неужели это невозможно?»
Едят людей и сами боятся, как бы их не сожрали, с подозрением глядят друг на друга…
Как было бы спокойно, если бы они отказались от этих мыслей, занимались своим делом, гуляли, ели, спали. Для этого нужно перешагнуть всего лишь небольшое препятствие. Однако они организовали шайку, и все: отцы, дети, братья, супруги, друзья, учителя, враги и совсем незнакомые люди – подбадривают друг друга и даже под страхом смерти не желают перешагнуть это препятствие.
Прочитать "Записки": https://www.litmir.me/bd/?b=105477