На прошедшей выставке "Армия-2023" был представлен прототип нового российского бронетранспортёра. Несмотря на то, что он скромно именовался "БТР-82 (усовершенствованный)", невооружённым глазом видно, что перед нами другая машина.
Общими с БТР-82А являются элементы ходовой части и трансмиссии, двигатель, боевой модуль БППУ МБ1 с 30-мм автоматической пушкой 2А72.
Но десантное отделение теперь расположено в кормовой части, что позволяет пехотинцам покидать машину под прикрытием корпуса, как на БМП. От бортовых люков на машине отказались. Двигатель размещён спереди, у правого борта.
Масса машины составляет 20 тонн. В движение её приводит 330-сильный двигатель КамАЗ-740, аналогичный тому, что стоит на БТР-82А. Бронетранспортёр имеет экипаж из 2 человек - механика-водителя и наводчика-оператора, а десант состоит из 8 бойцов.
Для лучшей выживаемости экипажа при подрыве на минах, используются ударопоглощающие кресла, а днище машины получило дополнительное усиление и V-образную форму. В результате этих мер, бронетранспортёр может выдержать подрыв на мине или взрывном устройстве, мощностью до 2 кг взрывчатки (ТНТ).
Бронетранспортёр обещает быть плавающим, поэтому на нем обязательно должны быть водомёты. На выставке был продемонстрирован прототип, где вместо водомётов в кормовой части корпуса были видны контейнеры прикреплённые к корпусу на болтах.
Скорее всего, это защитные кожухи, что должны защищать водомёты от ударов и попадания грязи. А снимать их экипаж должен непосредственно перед преодолением водной преграды
Конструкторы не обошли вниманием и баллистическую защиту корпуса. Это первое, что бросается в глаза. Машина имеет разнесённое модульное бронирование - броневые модули крепятся на болтах.
Дополнительные броневые модули имеют толщину 8 мм. Вкупе с основной бронёй, они образовывают разнесённую броневую преграду. Новый бронетранспортёр имеет круговую защиту от 12,7-мм пуль. На БТР-80 защита от 12,7 мм пуль была только в лобовой проекции.
Вооружение представлено боевым модулем БППУ МБ1, как на БТР-82А или БМП-1АМ. Модуль оснащён 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Стабилизатор вооружения, лазерный дальномер и тепловизионный прицел позволяют точно поражать цели днём, ночью и в сложных метеоусловиях.
Достоинством боевых модулей типа БППУ является то, что боекомплект загружается снаружи - снаряды вынесены из боевого отделения. Также этот модуль недорог в производстве, хорошо освоен промышленностью и армией.
Для установки на новый бронетранспортёр предлагается и боевой модуль "Баллиста". Впервые он был показан в 2020 году, на опытном БТР-82АТ.
Как и БППУ МБ1, модуль "Баллиста" также имеет стабилизатор вооружения, и лазерный дальномер. Но отличается более совершенным прицелом с большей дальностью видения, более мощной пушкой 2А42 и наличием противотанковых ракет.
Вооружение модуля "Баллиста" состоит из вышеупомянутой 30-мм автоматической пушки 2А42, 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 2 противотанковых ракет "Конкурс-М". Эти ракеты способны поражать современные танки на расстоянии до 4 км, и пробивать до 800 мм брони. В перспективе, вероятно появление модификации и с более мощными ракетами "Корнет".
Налицо явное подражание перспективному БТР на платформе "Бумеранг".
Déjà vu - БТР-87
Впрочем, это не первая попытка разработки современного бронетранспортёра на основе отработанных технологий.
В 2017 году на выставке "Армия-2017" был показан новый бронетранспортёр под индексом БТР-87. Внешне он напоминал БТР-82А, но имел и серьёзное отличие - выход десанта теперь был на корму. А моторно-трансмиссионное отделение располагалось в носовой части. На машине был установлен боевой модуль БППУ МБ1, но он был усилен 4 ракетами "Корнет".
По бортам корпуса также предполагалось установить водомёты. Схема установки кресел в десантном отделении и конструкция подножек была аналогична тому, что мы сейчас видим на новом "БТР-82А (усовершенствованном)". Экипаж БТР-87 также состоял из 2 человек, а десантное отделение вмещало 8 солдат.
БТР-87 был разработан в инициативном порядке, и предлагался на экспорт. Впрочем, он тогда никого не заинтересовал, так как единственным серьёзным преимуществом перед БТР-82А был выход десанта на корму - пулестойкость и стойкость к подрыву на минах почти не изменились.
Логично предположить, что именно БТР-87 стал основой для нового БТР-82А (усовершенствованного), а не БТР-82А.
Подводя итог
Новая машина явно пытается подражать бронетранспортёру на платформе "Бумеранг". А скромный индекс "БТР-82А (усовершенствованный)", скорее всего говорит о том, что промышленность хочет "протолкнуть" его в войска под видом модификации БТР-82А.
Несмотря на то, что эта техника будет явно уступать "Бумерангу", её будет гораздо проще освоить в производстве, так как она широко использует узлы и агрегаты от БТР-82А. Стоимость производства также будет ниже, чем у "Бумеранга".
Это качественный скачок в плане защищённости, выживаемости экипажа и удобства десантирования. И вероятно, что новый бронетранспортёр всё же будет принят на вооружение армии России.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники: