Найти тему
Издательство MAK.arcanes

Что влияет на нас: общество или биология?

Оглавление

Вечный спор о добре и зле, что лучше: iphone или huawei, правая палочка twix или левая рядом не стоят с борьбой точек зрения на то, что же на нас всех с самого детства влияет: общество или гены.

freepik.com
freepik.com

А как Вы думаете сами?

Человек при рождении — это чистый лист? Иными словами, все зависит от того, в какой семье вырастет ребенок? Или преступники рождаются с геном преступности, а у топовых бизнесменов хитрость и интуиция в крови? Сегодня я хочу показать разные точки зрения на этот щепетильный вопрос.

Генетика определяет нашу жизнь?

Такой точки зрения придерживались еще в 18 веке, когда стала развиваться медицина, биология, даже психология (чуть позже, в 19 веке). Главная идея сторонников биологической модели сегодня — в генах клеток любого организма содержится информация. Соответственно, из поколения в поколение таким образом передается наследственная память, которая и определяет в будущем характер человека.

В пользу этой теории можно привести в пример такой факт, что у детей, выросших не в своей стране, есть так называемые спящие гены, которые не активизируются до тех пор, пока человек не начинает изучать язык своей родины. Это говорит о предрасположенности человека с определенными корнями лучше осваивать именно свою культуру.

В пользу этого косвенно склоняются и ученые, считающие, что наше сознание является следствием работы всех многочисленных нейронов. А ведь сознание — это то, что определяет нашу с вами речь, деятельность, личность и соответственно характер. Нервные клетки определяют то, как мы общаемся с людьми, как влюбляемся и что нам нравится. Свобода выбора — это следствие работы множества бездумных простейших клеток? Тогда у автора данной статьи и ее читателя свободы выбора нет, и можно оправдать всю сложившуюся на сегодняшний день ситуацию случайностями и закономерностями, происходящими в атомах и между атомами клеток тела. Верится ли Вам в такое?

Общество определяет все?

Здесь мы наоборот говорим о том, что каждый человек при рождении — это чистый лист. Об этом может сообщить любой эксперимент, в котором искусственно меняют условия жизни, и это меняет самих людей.

Например, в Стэнфордском тюремном эксперименте взяли самых обычных людей, добропорядочных и нежестких. Однако, когда те, кто играл роль надзирателей, почувствовали собственную власть, стали обращаться с заключенными жестоко, хоть и понимали, что это точно такие же добровольцы, которые всего лишь играли свою роль. Поменялись условия и социальные роли — те же самые порядочные люди ожесточились. Вроде бы логично.

О значении общества говорят и исследования в естественной среде. Например, близнецов отправляли в разные семьи, и дети действительно отличались в поведении. То есть от того, какие у нас родители, тоже должно зависеть то, кем мы станем. Опять же, все будет предопределено тем, где мы родились? Мы такие, какие есть, потому что социум такой, какой он есть? Эта теория отвергает влияние генетики и биологии — для сторонников социальной теории роль в развитии играет исключительно общество. Впрочем, они недалеко ушли от сторонников биологической теории.

Биология и социум влияют на человека в равной степени?

Этакий компромисс между первым и вторым. Ведь мы имеем на руках результаты исследований разных ученых, и понятно, что правда есть как в биологическом объяснении, так и в социальном. Получается, что какие-то вещи в нашей жизни объясняют гены, а какие-то — другие люди и наш жизненный опыт?

Об этом принято говорить с использованием двух понятий: "врожденное" и "приобретенное". Под " врожденным" понимаются все те способности и задатки, которые человек получает при рождении. Соответственно, под "приобретенным" подразумевается такой набор черт, знаний и умений, которые каждый из нас получает из общения, обучения и своего опыта. Это довольно логичное и важное суждение, только оно тоже имеет свои вопросы. Где находится эта четкая грань, которая с одной стороны держит биологическое начало, а с другой стороны оставляет социальную (приобретенную) часть?

Четвертая точка зрения

Очень важное уточнение в данное обсуждение внес советский знаменитый научный психолог Лев Семенович Выготский. Его идея на мой взгляд до сих пор имеет самое правдоподобное объяснение из всех имеющихся.

До сих пор мы рассматривали общественное влияние и индивидуальные особенности человека отдельно друг от друга, допуская, что одни способности или черты могут быть у нас от рождения, например, темперамент, а другие — умение играть на гитаре, смешно шутить и т. д. — развиваются в ходе жизни.

И вот мы подобрались к еще одной точке зрения. Допустим, человек рождается с определенными задатками: сильный тип нервной системы, хороший иммунитет, крепкое тело, но нет выдающегося интеллекта. В ходе своей сознательной жизни человек понимает, что ему труднее дается учеба и что куда интереснее и легче осваивать спорт. В итоге вырастает профессиональный футболист. Видим ли мы здесь конкретно биологическое значение, и можем ли исключить влияние родителей, друзей, общества и интересов? Думаю, что это сложно сделать.

Поэтому Выготский предположил то, что мы рождаемся с определенными задатками, которые могут существенно определить развитие наших способностей. Что такое задатки? Это такие черты, которые выражены наиболее хорошо, и развить которые будет в последствии легче. В примере выше человек пошел по самому выгодному пути — развил свои задатки, то есть занялся тем, к чему был предрасположен с рождения. Для кого-то легче развивать физическое здоровье, для кого-то — умственные способности, для кого-то — коммуникативные навыки.

НО

Это не значит, что на каждом из нас стоит клеймо. Не каждый успешный руководитель компании сангвиник, не у каждого доктора наук интеллект выше среднего. Кто-то с детства мечтал сделать научное открытие, прочел тысячу книг и смог натаскать себя настолько, что перед ним открылись колоссальные возможности в науке. Другие закаляли свое хилое тело и компенсировали это так, что стали чемпионами по бодибилдингу. Жан Клод Вандам признавался, что был очень худым и маленьким в детстве, но это не помешало ему стать таким, каким мы знаем его по фильмам.

Мне нравится теория о том, что человек рождается с задатками, но в ходе жизни может совершенствовать даже невыдающиеся черты. Кому-то нужен месяц, чтобы выиграть марафон, а кому-то пять лет только для того, чтобы научиться бежать по беговой дорожке десять минут без остановки.

Мне нравится эта точка зрения, потому что она показывает, что нельзя делить людей по цвету кожи, полу, темпераменту и чему угодно. Это говорит о том, что каждый из нас рано или поздно может прийти именно к тому, чего он хочет, пусть для этого могут потребоваться сила воли и годы упорства. В конце концов хочется верить в то, что человек свободен от предопределенности, которую нам навязывает с одной стороны биология, а с другой — друзья, родные и общество в целом.

Работа с МАК

После всей неоднозначности обсуждаемой темы хочется поговорить о такой же многозначной колоде метафорических ассоциативных карт (МАК), как "Аллегории" от издательства MAK.arcanes.

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Если Вас интересуют вопросы, что определяет Вашу личность, в чем Ваша сила и слабость, как Вам общаться с обществом и в чем секрет Вашего успеха, то эта колода поможет Вам провести индивидуальную работу даже без похода к психологу. Это достигается путем выполнения специальных техник, которые указаны в инструкции. Приведу пример праы из них:

Техника «Совет и предупреждение»

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Техника поможет понять не только возможные причины происходящего, но и то, как правильно поступить в создавшейся ситуации, избрать наиболее подходящий стиль поведения.

1. Вспомните ситуацию, которую вы хотите изучить, достать из колоды вслепую карту, отвечающую на вопрос: «В чем причина происходящего?»

Карту открыть и обсудить.

2. Далее следует определиться, какого результата хотелось бы достигнуть, и уже после этого достать из колоды вслепую карту, отвечающую на вопрос: «Как мне стоит поступить, чтобы получить желаемое?»

3. Затем вслепую достаньте из колоды вторую карту, отвечающую на вопрос: «Чего мне делать не стоит? От чего мне нужно отказаться?»

4. Карты открыть поочередно и внимательно прислушаться к себе. Какие чувства возникают? Какие мысли приходят в голову? Каким образом та или иная метафора говорит о том, что нужно делать, а чего делать не стоит?

Техника «Слабость и сила»

Автор: Ирина Федорова
Автор: Ирина Федорова

Данная техника может помочь разобраться в своих слабых и сильных сторонах.

1. Достать из колоды вслепую одну, две или три карты (по желанию), отвечающие на вопрос: «В чем моя слабость?»

2. Затем вслепую достать из колоды еще карты, отвечающие на вопрос: «В чем моя сила?»

3. Карты выложить на стол и открывать поочередно. Каждую карту нужно осознать, обсудить.

4. В заключение можно достать еще одну карту и положить ее между предыдущими двумя: «Как мне трансформировать свою слабость в силу?»

* При желании можно использовать ресурсную колоду для ответа на вопрос: «Какие ресурсы в своей жизни я могу использовать, чтобы трансформировать свою слабость в силу?»

Характеристика карт
Характеристика карт

Найдите свои сильные стороны, разберите ошибки прошлого, как самый настоящий мудрец, с помощью колоды "Аллегории": (ссылка на официальный сайт) https://mak.arcanes.ru/shop/13/desc/allegories

© Иван Чернецкий, специально для Издательства MAK.arcanes