Найти в Дзене
Коллегия экспертов

Продавцов встречают по одежке, а провожают по …

Этап цикла продаж – «Установление контакта», почему он задает тон всей встрече.

Добрый день! Этой статьей я продолжу цикл – «Основы продаж», чтобы дать моим читателям более широкое понимание значения первого этапа в цикле, а потом мы снова вернемся к разбору правил общения по телефону и обсуждению правильных и неправильных шагов продавца, что уже начали делать в цикле статей «У меня зазвонил телефон».

Напомню, что мы обсуждаем этап знакомства в более широком смысле, чем начали это в предыдущем цикле статей. Это уже не ответ на звонок потенциального клиента, а может быть очная встреча с ним в офисе своей компании или приезд к нему в организацию. Пока отложим тему холодных звонков, потому что она не простая и очень обширная.

Этап цикла продаж «Установление контакта или знакомство с клиентом» (выберите сами вариант, который Вам больше нравится) мы в свою очередь разобьем на несколько подэтапов:

• первое невербальное впечатление при встрече с клиентом;

• эффективное вербальное начало встречи;

• обеспечение позитивного настроя клиента;

• предварительное предложение.

Получаем первое впечатление
Получаем первое впечатление

Подэтап «Первое невербальное впечатление» характерен для очных встреч. Здесь мы опять возвращаемся к нашему простому правилу:

МЫ НРАВИМСЯ — НАС СЛУШАЮТ — НАМ ДОВЕРЯЮТ — У НАС ПОКУПАЮТ,

обсуждавшемуся нами в статье «Нас полюбили по телефону». Как помните, тогда мы рассматривали факты, которые позволяют создать благоприятное первое впечатление в телефонной беседе с потенциальным клиентом и перевести беседу в переговоры.

Вспоминаем и дополняем. Первое впечатление у нашего нового знакомого складывается в первые 5 сек., а потом в течение первых 10 застывает, как цемент, и больше не меняется!

Здесь мы должны понять, что человек познает окружающий мир органами чувств. Соответственно, чем больше его органов чувств мы задействуем, тем больше информации он о нас получит.

Три основных фактора первого впечатления:

1. Первое впечатление зависит от внешнего вида человека на 55%. Это: одежда, мимика, движения, запахи. Это то, что человек увидит глазами и ощутит носом. Потому, наверное, и родилась поговорка «Встречают по одежке…»

В этом же пункте нужно обсуждать такое понятие как форма или униформа. Что такое форма, как не элемент, создающий первое впечатление и настрой на общение с встреченным нами человеком. Одет человек в костюм клоуна – у нас игривый настрой, одет в полицейскую форму, и вся наша игривость разом улетучивается.

Обращали внимание, что патрульные полицейские в Америке при разговоре с незнакомцем кладут руку на свою кобуру. Их форма и поза сразу сообщают всем: - «Не шути со мной, я опасен». И нормальные люди с ними не шутят.

Важность формы для первого впечатления
Важность формы для первого впечатления

2. Первое впечатление при встрече зависит от голоса человека на 38%. По этому поводу сильно распространятся не будем. Всех, кому нужна расшифровка отправляю к статье «Мурло у телефона. Как выглядит лицо вашей компании». Там мы все подробно обсудили про голос.

3. А вот доля информации, которую мы сообщаем новому знакомому, по степени своего влияния на первое впечатления занимает только третье место с «почетными» 7%. Поэтому особо умных вещей в первые минуты переговоров сообщать не следует.

Помните в фильме «Волк с Уолл-стрит» швейцарский банкир говорил главному герою: - « У нас положено в первые 15 минут бла-бла-бла», т.е. говорить ни о чем.

У большинства из нас бизнес не такой напряженный, поэтому 15 минут для нас многовато, но поговорить ни о чем тоже полезно.

Опять отсылаю Вас к предыдущей серии статей «У меня зазвонил телефон», где в статье «Алло, это прачечная? Нет, это… (ваш ответ)» разбирали состояние человека, который впервые позвонил к нам в организацию.

Возвращаемся к подэтапам Установления контакта.

Первое невербальное впечатление складывается из:

· внешнего вида;

· соответствие стандартам (или ожиданиям клиента);

· жестов;

· мимики;

· движений;

· соблюдение комфортной психологической дистанции.

Пока коротко. Если вашего менеджера, встречающего новых клиентов, сложно отличить от гопника, то не стоит ожидать высоких результатов его работы. Тоже самое касается и тех менеджеров, которые посещают клиентов. Один из раскрученных современных бизнес-тренеров писал, что-то типа того, что когда он стал ездить к клиентам в костюме, то его продажи типа поднялись на 30%. Не знаю, не проверял, потому что всегда на встрече ездил в костюме, наверное, ему виднее.

Соответствие стандартам. Простой пример. Когда Вы входите (не дай, конечно, бог) в кабинет врача, то не ожидаете там увидеть не рокера, ни дворника, ни торговку с рынка. Соответственно, если Вы видите там кого-то, кто не соответствует вашему образу Айболита, то доверие к нему сразу падает.

Жесты, мимика, движение -об этом нужна своя серия статей. Скажу коротко, если ваши жесты, позы и мимика не соответствуют словам, то собеседник скорее поверит своим ощущениям, а не ушам.

Время для бла-бла-бла
Время для бла-бла-бла

Просто в виде справки:

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинесика — изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

2. Мимика — изучает движение мышц лица.

3. Жестика —исследует жестовые движения отдельных частей тела.

4. Пантомимика —изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

5. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

6. Проксемика — исследует расположение людей в пространстве при общении.

7. Просодика и экстралингвистика — изучает влияние на общение интонации, тембра голоса, паузы, дикции.

Эффективное вербальное начало деловой беседы мы с вами разбирали. Поэтому быстров пробегаем: грамотное представление, обмен визитками, введение в процедуру разговора. Здесь важную роль играют характеристики нашего голоса (громкость, темп, тембр). Не забываем и small-talk (легкой светской беседе ни о чем), а также умелых комплиментах.

Основная наша задача данных подэтапов – это обеспечить позитивный настроя клиента, т.е. приведение и поддержание его в положительном эмоциональном состоянии, а также создание у клиента готовности продолжению переговоров.

Третий подэтап – это предварительное предложение. Основная цель данного подэтапа – создание почвы для ведения переговоров и заложения фундамента продаж.

-5

Не создав должной базы для переговоров, мы увеличиваем вероятность их провала.

Более подробно разберем все в наших статьях.

Читайте мои публикации и присоединяйтесь в группу ВК

https://vk.com/id732245768

Почта для общения: kapitonov_av@colleg—expert.ru