В 1993 году в Германии открыли невидимый памятник. Он расположен напротив городского дворца, где в годы войны располагалось гестапо.
*****
В 1990 году несколько студентов местной художественной школы в городе Саарбрюккене пришли на площадь возле городского дворца, и выковыряли с десяток кирпичей из брусчатки. Затем со всех ног бросились бежать обратно в мастерскую.
Там они отмыли кирпичи, и написали на них наименования еврейских кладбищ, на которых захоронены убитые нацистами евреи. Времени у них было мало — надо было успеть вернуть кирпичи обратно на место.
Они вернулись обратно, и уложили кирпичи надписями вниз. Затем привели место в порядок, как будто ничего и не было.
Так продолжалось три года. Каждую ночь студенты художника Йохена Герца ходили за кирпичами, а рано утром возвращали их на площадь. Место было выбрано не случайно. В годы войны на Востоке здесь, в здании городского дворца, располагалось гестапо.
Для справки. В 1975 году во время реставрации подвалов были обнаружены надписи на каменных стенах. Удалось расшифровать 120 французских, русских, польских и украинских имен. Большинство из этих людей погибли в концлагерях. Их имена на камнях, и просьбы передать их имена близким и стали основой идеи о невидимом памятнике.
По замыслу художника и его учеников, дорожка из подписанных кирпичей должна была идти до самого входа. Неизвестно, как долго шло бы “строительство” памятника, если бы в 1993 году городские власти не узнали об акции. Но они не стали наказывать активистов, а наоборот, помогли достать оставшиеся кирпичи, а затем положить их обратно.
Всего получилось подписать 2146 камней. Эти камни получили статус памятника, а сама площадь перед городским дворцом стала называться Площадью невидимого мемориала. 23 мая 1993 года памятник был официально открыт.
Увидеть этот памятник невозможно. Визуально площадь никак не изменилась. Брусчатка как лежала с 1790 года, так и лежит. Но каждый горожанин знает, по какой дороге он идет.
По мне так это один из лучших памятников людям, погибшим от нацизма. Память прежде всего в сердцах людей, а не в скульптурных изваяниях.