Приветствую своих читателей! Я продолжаю тему рисуночных тестов для детей. Обязательно прочитайте об этом интересном методе в предыдущей статье:
Сегодня я предлагаю вашему ребёнку выполнить рисунок мамы. Мама - самый главный человек в жизни ребенка. По детскому рисунку можно попытаться понять, как ребёнок воспринимает маму, хватает ли ему любви и внимания?
Дайте ребёнку лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски - что ему больше нравится. И предложите нарисовать свою маму.
При выполнении задания нельзя ничего подсказывать (например, если ребёнок забыл что-то нарисовать).
Не надо торопить, помогать рисовать и исправлять работу. Ребенок просто рисует, а вы просто наблюдаете.
Обратите внимание на цвета
- О благоприятном эмоциональном состоянии говорят яркие цвета рисунка, но не слишком контрастные.
- О повышенном возбуждении, беспокойстве говорят чересчур яркие, режущие глаза оттенки, явная контрастность. Причиной может быть боязнь ребенка того, что он не соответствует ожиданиям и требованиям взрослых.
- При чувстве уныния, пониженном настроении в рисунке ребенка могут преобладать темные тона (черные, фиолетовые, темно-синие, темно-коричневые). Такие рисунки типичны для необщительных, замкнутых детей.
Рассмотрите изображенные детали
- Если ребенок нарисовал рядом с мамой цветы - значит он считает её самой красивой.
- Ребенок очень старательный и хочет соответствовать всем вашим требованиям, если: тщательно прорисованы и аккуратно закрашены руки, лицо; на рисунке присутствуют пальцы, ногти, даже кольца. То есть ребенок постарался изобразить маму в мельчайших подробностях.
Обратите на это внимание. Не чрезмерны ли ваши требования? Тратя много времени на то, чтобы довести каждую мелочь до идеала, мы нередко не успеваем сделать что-то более важное.
- Насторожитесь, если мама изображена с убранными за спину руками. Это поза отказа от общения. Не слишком ли мама занята работой или другими делами? Подумайте, достаточно ли внимания уделяется ребенку?
Как ребёнок выполнял свой рисунок
- Если он часто его исправлял, стирал и переделывал детали - это может говорить о неуверенности. У ребенка могут возникать опасения, тревоги и сомнения.
- Если рисунок выполнен небрежно или оказался незаконченным, то это характерно для неусидчивых, чрезмерно возбудимых детей.
Важно оценивать степень аккуратности в соответствии с возрастом ребенка. Для маленьких детей неаккуратность - это возрастная норма. Если есть возможность - сравните рисунок ребенка с рисунками его сверстников.
Но и чрезмерная аккуратность тоже не всегда хороша. Лучше всего - золотая середина.
Если ребенок нарисовал рядом с мамой себя
- Изображение себя рядом с мамой - очень хороший признак. Это говорит о привязанности и эмоциональной близости. Но если ребенок нарисовал только маму - это тоже хорошо (ведь его об этом и просили).
- Если он нарисовал себя далеко от мамы - это может говорить о чувстве одиночества, недостатке эмоционального общения с близкими. Об этом могут свидетельствовать и какие-либо предметы, изображенные между мамой и ребенком.
Соотношение размеров фигур
- Если мама вдвое больше ребенка, то это может говорить об ощущении своей незначительности, о сниженной самооценке.
- Если ребенок изображен больше мамы, то стоит подумать - не перекладываете ли вы на ребенка взрослые обязанности, не пытается ли он подчинить себе взрослых, чтобы они выполняли все его прихоти.
А если ребенок не хочет рисовать маму?
Возможно, он просто не любит рисовать или не умеет рисовать людей. Но если ребенок охотно рисует других людей, а маму рисовать не хочет- то стоит задуматься. Нет ли в семье конфликта?
А в заключении хочу показать очень важный комментарий.
Обязательно напишите в комментариях, предложите ли своему ребёнку выполнить такое задание? Поделитесь, какие выводы вам удалось сделать по его рисунку.
Загляните в мои подборки 👇
РАССЫЛКИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ