И снова здравствуйте! Блудный автор вернулась, немножечко нарушив обещание выпускать хотя бы по статье раз в месяц. Однако у меня банально не было времени и сил что-то писать.
Впрочем, раз статья выходит, значит, появились и время, и силы. Именно потому вы видите эту статью.
И сегодня я хочу рассказать вам об одной игре. Далеко не новой, кстати, - вышла она в 2014 году, - и принадлежащей к весьма интересной и своеобразной игровой серии под названием Far Cry. Разработчиками серии являются Crytek и Ubisoft.
Не так давно игроки смогли поиграть уже в шестую часть серии, но мы сегодня с вами погрузимся в историю четвёртой. Той, в которую я не так давно поиграла, потому всё, что будет написано ниже - исключительно моё мнение как игрока.
Важное уточнение номер один: всё сказанное далее - это мои личные размышления, составленные на основе увиденного, услышанного и сыгранного мною во время прохождения Far Cry 4. Я не претендую на позицию истины в последней инстанции, потому адекватно отнесусь и к несогласным с моим мнением, и согласным.
Важное уточнение номер два: спойлеры. Много спойлеров.
Ну что, поехали?
Итак, начнём с небольшой предыстории. Молодой человек по имени Аджай Гейл приезжает в Кират (вымышленная страна, территориально располагается буквально впритык к Гималаям, значит, в теории может соседствовать с Непалом и Индией). Приезжает практически нелегально - так как посольство США в Патне (Индия) отказывается ему помочь в его непростой миссии и обеспечить доступ в нужную страну - там так-то гражданская война практически, потому гражданам США туда ездить банально не рекомендуется.
Впрочем, у Аджая нет выбора. В Кират ему ну просто очень сильно нужно, ведь и он, и его почившая не так давно мать, Ишвари Гейл, оба - уроженцы Кирата. Просто женщина вывезла его, когда пацану было 7 лет. Он вырос типичным американским парнем, что, впрочем, не помешало ему отслужить в армии, потому боевые навыки у него имеются.
Границу Кирата он пересекает практически незаконно, и всё бы было хорошо, если бы их автобус не остановили люди местного короля, Пэйгана Мина. Остановили не очень удачно, открыв стрельбу. Впрочем, от шальной пули в лоб Аджая спасло появление того самого короля, Пэйгана, импозантного блондинистого мужчины-азиата, в розовом костюме, который вёл себя так, будто бы знает Гейла очень давно и близко. Пэйган и его гвардия привозят Аджая в дворец Пола "Де Плёра" Хармона, одного из генералов короля Мина, губернатора Южного Кирата. Дарпана, сопровождающего Аджая, утаскивают в подполье Пола для пыток, так как он оказывается членом сопротивления под названием "Золотой путь" - внушительной группы людей, которые пытаются всеми силами пересолить Пэйгану его любимый крабовый рангун и испортить настроение. На время оставив Аджая одного, Пэйган и Пол уходят, а парень, подождав немного, забирает то, из-за чего приехал в Кират и даёт по тапкам из этого странного места и от этих странных людей.
Будь его воля, он бы ни на шаг не приблизился к этой стране, но... всё дело в том, что Ишвари умерла, наказав сыну развеять её прах у Лакшманы. Впрочем, более точных инструкций ею дано не было, и теперь Аджай вынужден самостоятельно разбираться, что это такое и с чем кушать. По дороге из дворца Аджай столкнулся с неким Сабалом и группой ребят с "Золотого пути". Именно они пытаются увезти его подальше.
Если не сильно вдаваться в подробности, то теперь всё, что делает Гейл - это масштабное противодействие Пэйгану с его гвардией. Благо ему буквально на роду предписано быть в "Золотом пути", потому как изначально эта организация сопротивления была основана Моханом Гейлом, который нашему герою приходился родным папой. Ныне Мохан тоже покойный, так что бедняга Аджай остался в своей семье один-одинёшенек.
Перед ним встают сразу несколько вопросов: как разобраться с Пэйганом, чью сторону в "Золотом пути" выбрать и что такое Лакшмана, где это место находится и как побыстрее развеять прах матушки, выполняя её последнюю волю.
Разве что ответы могут ему очень не понравиться.
Ну а теперь рассмотрим Far Cry 4 с точки зрения нескольких вопросов.
Вопрос № 1: Игровая механика.
Прежде всего, Far Cry 4 является игрой от первого лица. Впрочем, морданю Аджая мы видим - в начале игры, когда Пэйган с ним селфи делает. Морданю ошалевшую, ничего не понимающую и всё в том же духе.
Также Far Cry 4 - игра с открытым миром. Перед нами открывается весь Кират, его южная, центральная и северная части, с их губернаторами. Мы вольны передвигаться совершенно любым способом - на ногах, на машине (несколько видов), на параплане и гирокоптере. Можно даже на слоне покататься. Ну и раз у нас открытый мир, то есть и вопросики на карте, неисследованные места. Игроки вольны потратить часы на поиск потерянных писем, страниц дневника Мохана Гейла, масок местного серийного убийцы по кличке Козёл. Можно лутать сундуки и потом продавать найденное местным шерпам на дорогах или на аванпостах.
Что касается оружия, то его выбор весьма велик, разве что размещать придётся только в четыре слота, причём один из них - только для пистолетов. Именно потому лично я советую к каждой миссии подходить ответственно и думать, какое оружие понадобится в конкретном задании. Каждый вид оружия отличается характеристиками - уроном, скорострельностью, быстротой перезарядки, эффективностью на дальние расстояния. Мой личный выбор всегда падал на снайперскую винтовку (не поленитесь, поищите Z93, она просто лучшая), составной лук, ручной однозарядный гранатомёт M-79 и пулемёт "Перфоратор" - этакий маст-хэв для игрока, который хочет максимально быстро и эффективно выполнять задания.
Графика шикарная. Особенно на ультра-установках, которые мне сначала выставила сама игра. Только после того, как я подустала от весьма громкого гудения кулеров моего компьютера, настройки разрешения пришлось сменить. Впрочем, если ваш компьютер очень мощный и смог потянуть шестую Far Cry - играйте смело на ультра-настройках.
Что касается самой игровой механики - стрельбы, езды, полётов и прочего - могу сказать, что она в принципе довольно удобная. Стрелять, правда, иногда бывает тяжело, но это частности. Езда также в принципе терпимая, разве что могут возникать трудности на квадроциклах. А вот полёты... Не знаю, как остальным, но мне, человеку, у которого в GTA San Andreas и GTA V проблемы с этим делом знатные, полёты в Far Cry 4 понравились. Гирокоптер удобный, параплан тоже неплох.
Краткий вывод: игровая механика неплоха. Не идеальна, но и не представляет собой что-то отвратительное. В принципе, если игрок не сильно требовательный, то представляемое в Far Cry 4 может понравиться.
Вопрос № 2: Открытый мир.
Несмотря на то, что я уже упоминала открытый мир в вопросе игровой механики, его я решила всё же вынести в отдельный раздел и высказать своё мнение по этому поводу.
Знаете, я в принципе лояльно отношусь к линейным и коридорным играм, где ты просто от задания к заданию топаешь, но очень люблю игры с открытым миром, где можно выбрать любое направление и всё равно проходить игру, даже если не идёшь конкретно по сюжету. Потому во всех сыгранных мною Fallout, в "Ведьмаке 3" и ряде других подобных игр (у которых есть открытый мир) я всегда выполняю побочные квесты и шастаю где не попадя. Уж очень мне это нравится.
Конечно, кому-то может наскучить подобное занятие, но лично мне оно по душе. Я с удовольствием ползала по горам Кирата, собирая уже упомянутые мной потерянные письма, странички Мохановского дневника или маски Козла.
Помимо этого, игроку предоставляется возможность открывать новые места посредством захвата колоколен (аналог вышек) и аванпостов Кирата. Занятие это слегка затратное, потому что ты либо шлёпнешься где не надо, либо получишь пулю в лоб. К слову об аванпостах - в случае с их захватом можно как шумно их захватывать, так и по стелсу (что больше поощряется и меньше сложностей доставляет, но именно тут жизненно необходима хорошая снайперская винтовка).
Открытому миру способствуют побочные квесты, так как они разбросаны по всему Кирату.
Впрочем, я не могу сказать, что мир Far Cry 4 представляет собой идеальный образец открытого мира. У него есть и свои недостатки, например, невозможность телепортироваться в уже обнаруженные места. По сути, вы этим игровым телепортом можете только по аванпостам и в некоторые киратские города. Вышки-колокольни и прочие достопримечательности оказываются не шибко доступными, и до них в любом случае добираться приходится. А если вы ещё и соизволите склеить ласты у нужного вам места, расположенного в горах, то перекинет вас либо на ближайшую вышку или в аванпост. Оттуда снова приходится добираться.
Но, в любом случае, если сравнивать Кират из Far Cry 4 и Far Cry New Dawn, в который я тоже играла - в первом случае этот игровой мир куда больше и намного более открыт.
Краткий вывод: опять же, открытый мир этой игры - не идеал, но и не бяка. Мне было интересно всё исследовать, хотя местами приходилось несколько раз топать в одно и то же место, потому что кое-кто невовремя отпускал кнопку мышки и шлёпался насмерть пузом вниз. Так что мой совет - смотрите под ноги, смотрите, куда приземляетесь и захватывайте колокольни с аванпостами. Это полезно.
Вопрос № 3: Оружие и снаряжение.
И снова вопрос, уже вкратце рассмотренный в самом начале. Оружие в Far Cry 4, - благо у нас это игра жанра шутер, - представлено в довольно большом количестве. Тут стрелялка на любой вкус - от луков и пистолетов до "прелестей" побольше. Что-то открывается по сюжету, что-то можно открыть в местном магазине, просто подобрав с павшего врага или даже товарища. Что-то открывается с условием - определённое количество захваченных аванпостов или колоколен, пройденное сюжетное задание, пройденные дополнительные квесты и всё в том же духе. В принципе, уже в начале игры можно подобрать себе набор любимого оружия, с которым получается практически безболезненно пройти всю игру.
Помимо этого, игрок может разжиться различными инъекторами, упрощающими геймплей (я лично редко ими пользовалась), аптечками, бронежилетом и жетонами наёмников, которых иногда можно призывать на захват аванпостов. Опять же, у меня в руках была Z 93, справлялась без наёмников "Золотого пути".
Определённо советую заиметь в начале игры костюм-крыло. Полезная штука, которая нередко спасала меня при неудачном падении.
Краткий вывод: оружия много, снаряжения поменьше и оно не всё эффективное. Но пользоваться им можно.
Вопрос № 4: Сюжет.
Сюжет большинства игр Far Cry довольно прост и линеен. У нас есть некий главный герой, который что-то должен сделать. В данном случае Аджаю нужно выполнить последнюю волю своей матери, Ишвари - доставить её прах к Лакшмане и развеять его там. Что это такое, она либо не удосужилась объяснить, либо банально не успела, скончавшись.
Приехав в Кират с этой целью Аджай оказывается втянут в противостояние между местным королём, Пэйганом Мином, и организацией сопротивления, "Золотым путём". Волей-неволей он помогает последним и в конце сталкивается с выбором - убить ли ему Пэйгана, либо оставить в живых. При всём этом они оба выполняют последнюю волю Ишвари, так как Лакшмана оказывается не местом, а персоной - младшей сестрой Аджая, родившейся не от законного супруга Ишвари, Мохана Гейла, а от Пэйгана Мина (но об этом чуть позже). Ну и если быть совсем точной - отнести прах назад к Лакшмане означало доставить его в склеп и поставить рядом с урной маленькой погибшей девочки.
И вот тут у многих игроков, которые не шибко знакомы со страстью создателей игровой серии Far Cry к интересным и необычным концовкам, возникает резонный вопрос - неужели нельзя было изначально выполнить волю Ишвари и покинуть Кират, избежав всей этой канители? Ответ прост и лаконичен - да, можно. Просто не выходите в дверь в самом начале, посидите, подождите Пэйгана и вместе с ним доставьте урну к Лакшмане. Вот только вы не получите ответов на интересующие вопросы, не познакомитесь с кучей интересных, пусть и странных персонажей, не познакомитесь с историей Кирата.
К слову о ней. Так как Кират - это вымышленное государство, но расположенное рядом с реальным местом (Гималаи), то и традиции, и историю этой страны нужно было делать в соответствии с реальностью. Именно потому мы видим некое местное верование сродни индуизму, национальная валюта в рупиях, по радио гоняют индийские песни, да и сам киратский подозрительно смахивает на хинди и непальский. Плюс визуально жители Кирата выглядят как обитатели предгорья Гималаев и в Индии, и в Непале. Почему я об этом упоминаю? Потому что под видео с обзорами на игру я как-то увидела комментарий про сходство Кирата и Индии, но автор коммента ворчал, мол, не похожи киратцы на индийцев, больше смахивая на азиатов. Так вот вам небольшое доказательство.
Индийский актёр Дэнни Дэнзонгпа является уроженцем города Гангток, расположенного как раз в Гималаях, а если быть точнее - в штате Сикким. Скажите мне, пожалуйста, если не знать о его происхождении, можно же спутать его с китайцев или уйгуром? Люди незнающие путают, а в ряде фильмов он даже японцев-китайцев отыгрывал, потому что визуально с ними схож.
Так вот и большая часть киратцев представляет собой типичное население предгорья Гималаев. В силу погодных обстоятельств у них действительно узкий разрез глаз и тёмная, смуглая кожа (от солнечного света, отражаемого снегом, коего в горах хоть ковшами экскаватора греби). Таким образом ворчание того комментатора не имеет под собой логической подоплёки, он просто недостаточно разобрался в матчасти. А я вам на этот пунктик указала, так что просвещаемся всеми доступными средствами.
Вернёмся к сюжету, кстати. Я не скажу, что мне сильно запала в душу история, представленная в данной игре. Не возникло особой привязанности к персонажам, некоторые откровенно раздражали. Сюжетные задания отличались разнообразием, чего я не скажу о дополнительных квестах. Последние можно проходить только ради открытия оружия, так как они, по сути, однотипные и от этого слегка скучные.
Краткий вывод: сюжет Far Cry 4 довольно прост. Особых сюжетных поворотов нет (например, лично у меня сразу возникло ощущение, что батеньку Аджая явно прибила или сама Ишвари, или кто-то к ней близкий, раз о киратском происхождении Гейл ни сном, ни духом). Тем не менее, именно в этой простоте и кроется вся соль. Лично мне сюжет понравился, пусть он и не был идеален. Он был на четвёрочку, так сказать.
Особого упоминания заслуживает так называемая система выбора. Она представлена в трёх формах - кто возглавит "Золотой путь" (чьи задания Аджай предпочтёт выполнить), кто будет в конце убит из лидеров этого самого "Золотого пути" и будет ли умерщвлён Пэйган Мин в конце, после воссоединения Ишвари и Лакшманы. При любом выборе Аджай не погибает, а остаётся в живых, в отличие от третьей Far Cry, где одна из концовок подразумевала собой смерть главного героя.
Была ли хороша эта система выбора? Ну, не сравниться ей с подобной системой в "Ведьмаке" или в "Mass Effect". Впрочем, то, что она есть и такая слегка мудрёная - уже хорошо. Игрок поневоле задумывается, чью сторону ему принимать.
Вопрос № 5: Персонажи.
Чтобы игра была интересной, её создателям нужно поработать над персонажами, в т.ч. и над главным героем (героиней). Играть пустышкой никому не интересно, потому продумывается история, некий бэкграунд, который вызывает у игрока чувство, будто бы персонаж живой. И ты либо ненавидишь его, либо обожаешь. В некоторых случаях остаёшься нейтрален.
Начнём мы с главного героя, с Аджая Гейла. Это довольно молодой юноша, но уже повидавший жизнь. В отличие от Джейсона из третьей части, убивать он умеет и делает это хорошо - сказывается армейское прошлое. Стреляет хорошо, прыгает с парашютом, не пасует перед опасностью. Он киратец, вывезенный из страны в маленьком возрасте (примерно 7 лет, если я не ошибаюсь). Тем не менее, от истинного (так сказать) киратца в нём не так много, если только генетика и визуал. По факту Аджай американец, благо вырос именно там.
Я встречала ряд источников, в которых указано, что характер у парня сложный. Тем не менее, он практически не сквернословит (как ругался Джейсон из третьей части), более молчалив, а иногда и прямолинеен как не знаю кто.
Вызвал ли он у меня приязнь? Можно сказать, что да. Играть им было интересно. Я, конечно, не ассоциировала себя с ним, но и резкого отторжения парень не вызвал, это уж точно.
Является ли Аджай настоящим хорошим парнем? Вопрос сложный, так как однозначно светлой или тёмной стороны он как бы не придерживается. Мы не можем точно сказать, являются ли ребята с "Золотого пути" добряками, а гвардейцы короля бяками. В конце концов, аналогична ситуация и с мушкетёрами и гвардейцами кардинала - непонятно, кто из них злодей, а кто нет.
По сути, Аджай - просто жертва обстоятельств. Связанный по рукам просьбой матери воссоединить её с Лакшманой, он вынужден связаться с "Золотым путём", а не с ребятами Пэйгана, хотя я бы посмотрела с удовольствием на геймплей за чёрно-красных гвардейцев. Это, к сожалению, игрой не предусмотрено.
Противостоит - если можно так сказать, - Аджаю некий Пэйган Мин, он же король Кирата, который по своему происхождению не киратец от слова совсем. Пэйган родился в Гонконге, в семье мафиози. Однако продолжать дело отца не стал и волею случая оказался в Кирате, где через какое-то время воцарился на местном престоле и превратил некогда цветущую и красивую страну в практически нищее государство. Эксцентричен, опасен (может убить обычной ручкой), имеет беды с психикой, но не такие серьёзные, как у Вааса Монтенегро из третьей части. Тем не менее, тоже интересен и по-своему притягателен.
При первой встрече Пэйган оказывает Аджаю весьма радушное гостеприимство. Он не угрожает смертью, не пытается убить его, наоборот - улыбчив и пытался напомнить о том, что они уже знакомы.
И не врёт в этом ни граммулечки - потому что Аджай реально его знает, просто не помнит, так как был увезён матерью.
Всё дело в том, что Ишвари Гейл была женой Мохана Гейла, основателя "Золотого пути". Она безуспешно пыталась бороться с патриархальными замашками мужа, намекала, что женщины в организации могут наравне с мужчинами сражаться с Миновскими гвардейцами. В качестве попытки проучить Мохан послал её с тайной миссией в дворец Пэйгана, якобы она поругалась с мужем вусмерть, забрала сына и дала по тапкам. В задачу Ишвари входил шпионаж, передача важных сведений и втирание в доверие киратского эксцентричного короля. И у неё получилось втереться в доверие настолько, что Мохану она изменила и через какое-то время родила Лакшману - их с Пэйганом дитя, девочку. Невинную малышку, которую возненавидел Мохан и, к сожалению, убил её на глазах у своей супруги. Впрочем, сам долго не прожил после этого и был убит Ишвари же.
Смерть Лакшманы и спешный побег Ишвари с Аджаем подмышкой напрочь поменял психику Пэйгана, потому из в принципе адекватного, пусть не совсем хорошего короля он стал настоящим тираном, которому ничего не стоило убивать просто так, за невкусно приготовленный крабовый рангун.
И, несмотря на всё то, что творил Аджай в своих попытках помочь "Золотому пути", Пэйган не подсылал к нему страшных убийц, наоборот - всячески пытался сохранить ему жизнь. Ругал, конечно, мудачком называл, но не убивал. Более того, в конце, когда они выполняют желание Ишвари, у Мина выпадает идеальный момент для убийства своего своеобразного пасынка той же шариковой золотой ручкой, но он этого не делает. Следовательно, к Гейлу-младшему он относится крайне хорошо, можно сказать, по-отцовски.
Отсюда вывод. Назвать настоящим антагонистом Пэйгана сложно. Как и Аджай, он жертва обстоятельств. Сын мафиози из Гонконга, стремящийся избежать семейного дела, ставший королём. Влюбившийся в Ишвари и принявший её сына Аджая, ставший вполне любящим отцом Лакшмане - и потерявший их в один момент, потому поехавший крышей и ставший тираном. Если бы не это всё, то Пэйган Мин был бы совершенно нормальным человеком. Жил бы тихой жизнью, завёл бы семью... Но сценаристы игры решили по-другому. Тем не менее, они сделали его слишком живым, что не может не нравиться. Хотя бы лично мне.
"Золотой путь" в момент приезда повзрослевшего Аджая возглавляют двое - Амита и Сабал. Роднёй они друг другу не приходятся, пускай Сабал и называет девушку своей сестрой.
Начнём, пожалуй, именно с неё. Амита - с Северного Кирата. Встречаемся мы с ней в городе Банапур, причём знакомство не из самых приятных, так как девушка не рада видеть иностранца (пускай Аджай технически её земляк, т.е. из Кирата). Она стремится доказать, что женщины могут сражаться наравне с мужчинами, принимать решения не только по части организации сопротивления, но и в обыденной тоже. Проще говоря, Амита представляет собой некий вариант киратской феминистки. Вещает на эту тему, пытается перетянуть Аджая на свою сторону.
В плане управления "Золотым путём" регулярно ставит палки в колёса Сабалу. Важные задания, которые выдаются Гейлу этими двумя, диаметрально противоположны друг другу. Например, в первом таком "выборочном" задании, где нужно выбрать одну из двух сторон, Сабал просит спасти заложников, тогда как Амита настаивает на важности разведданных. Аджаю приходится решать, что важнее сделать и, исходя из этого, выбрать нужного лидера.
В свою очередь Сабал - представитель традиционных ценностей Кирата, религиозный фанатик, последователь идей Мохана Гейла, которого выбрал своим идеалом и пытается продолжить его путь. Потому для него Аджай буквально ценность всея организации, он нередко спасает его. Первая встреча с ним происходит во дворце Пола, т.к. "Золотой путь" приходит спасать Гейла. Сабала бесит упрямство Амиты и её попытки доказать, что она лучший лидер. Сабал надёжен, умел в бою и явно не одного гвардейца на тот свет отправил.
В этом, кстати, разница между ними с Амитой. За всю игру я не видела особо Амиту с оружием в руках. Она говорит о том, что сможет сражаться с врагами любой ценой, вот только слова остаются словами и активных действий я так и не увидела. По сути, всё что она делала - спорила с Сабалом, ворчала-кричала на Аджая, если он выбирал не её сторону и всячески демонстрировала окружающим, что у неё гипотетические яйца (простите за вульгаризм) побольше, чем у всех мужчин Кирата.
Впрочем, честно признаюсь, ни один из этих лидеров не вызвал у меня чувство эмпатической близости. Мне хотелось прибить и Амиту, и Сабала, потому что их личности - не из тех, что могут вызвать у меня приязнь. У обоих знатные такие тараканы, с которыми они сражаться не собираются и стремятся к полной власти над "Золотым путём" и даже Киратом.
Важное значение для игры имеет и Бхадра - девочка, которая считается в Кирате Тарун Матарой. Если не вдаваться в историческо-киратские продробности, то Тарун Матара - это типа живое воплощение местной богини Киры. Так сказать, игровой аналог Кумари - распространённой традиции выбирать девочку от 3 до 12 лет, которой оказывают почести такого масштаба, будто бы она реально богиня. И именно такой Тарун Матарой когда-то была Ишвари Гейл. И такой предстоит стать Бхадре, если Сабал в итоге возглавит "Золотой путь".
Бхадра - обычный подросток. Она слегка зашуганная, впрочем, неглупа и даже даёт пару наводок Аджаю, помогая ему узнать о его прошлом. По сути - обычная жертва обстоятельств, которую в идеале Гейлу нужно подмышку брать и спасать, увозя из Кирата, чтобы она смогла жить нормальной жизнью.
Вызвала ли она у меня какие-то эмоции? Особой привязанности не было, но я ей сочувствую. Более того (спойлер того, что будет написано чуть позже), именно она сподвигла меня как игрока совершить один очень важный выбор.
Пэйгану Мину помогают Киратом руководить три его губернатора. Южной частью управляет Пол де Плёр, центром - Нур Наджар, а на севере верховодит приёмная сестра Пэйгана, Юма.
Пол Хармон, прозванный Мином "Де Плёр" - американец, вставший на путь преступника ещё до того, как приехал в Кират. По сути, он обманывает свою семью (жену и дочь), утверждая, что постоянно разъезжает по командировкам, тогда как на самом деле творит зверства в Кирате. Постоянно устраивает вечеринки в Городе Боли, любит пытать людей (Дарпан бы подтвердил), отлавливать и делать рабами (в том числе сексуальными). В общем, все свои дурные наклонности в Кирате он буквально сделал законными с одобрения Пэйгана. При этом типа семьянин, любит свою дочку Эшли и может прервать пытки из-за её звонка.
Центром управляет Нур Наджар, также не уроженка Кирата. Судя по её фамилии, она явно из какого-то арабского государства. Приехав в Кират как медицинский работник с гуманитарной миссией, имела неосторожность написать рапорт, в котором поведала не самые приятные для Мина вещи. Была приглашена им повторно, с семьёй, где последних взяли в плен, а её саму шантажом сделали ещё одной жестокой помощницей короля Кирата. Вот это гипотетическое удерживание семьи Нур в плену у Пола заставляло её творить зверства, устраивать бои на арене и прочие гадости. По сути, стала вынужденной злодейкой.
Юма Лау - управленец Северным Киратом. Так же, как и Пэйган - китаянка, родившаяся в Гонконге. Осиротев ещё будучи ребёнком, была взята отцом Пэйгана на воспитание, т.е. по сути, является неродной, но сестрой Мина. Причём настолько они были близки (в нормальном плане, если что), что она, не сомневаясь, поехала за ним в Кират и впоследствии возглавила его северную часть. Опасна, жестока, управляет местной жуткой тюрягой Дургеш. Помешана на поисках религиозных ценностей, истории Калинага, победе над Ракшасой и поисках Шангри-Ла. Не любила и Пола, и Нур, потом сомневалась в адекватности Пэйгана, бесилась из-за его отношений с Ишвари и явно подозревала миссис Гейл в том, что она шпион засланный.
Ух, какие колоритные получились подчинённые Пэйгана! Маньяк на маньяке и маньяком погоняет. У всех троих явно ненормальные склонности к жестокости. И да, шантаж в отношении Нур не отменяет тех зверств, что она творила, пусть и вынужденно.
Вызвали ли они у меня эмоциональный отклик? О да. Не скажу, что такой же сильный, как их руководитель, Пэйган, но тоже на уровне. В каком-то смысле мне стало жалко Нур, я злорадствовала над отчаявшимся Полом, когда дочка ему звонила, а он ответить не мог, потому что под руки вели, и с наслаждением прибила Юму.
Помимо рассмотренных выше персонажей в сюжете промелькнули также проповедник-торговец оружием Лонгин, диктор на радио "Свободный Кират" Раби Рэй Рана, однако отдельно я на них останавливаться не буду, так как их квесты были однообразные, а личности проработаны не настолько хорошо, как у тех, о ком я упомянула.
Краткий вывод: не скажу, что Ubisoft является мастером создания запоминающихся персонажей, которым сопереживаешь, которых любишь или ненавидишь. Тем не менее, они неплохи в создании офигенных антагонистов, благо именно им принадлежит обалденный Ваас и эксцентричный Пэйган. По крайней мере, в 4 части с большей частью персонажей не возникло проблем, у всех была мало-мальски прописана некая история. Сабал, Амита, губернаторы Кирата-ака-помощники Пэйгана, сам король Мин - все эти ребята отнюдь не смотрятся пустышками, они более-менее проработаны. А это уже знатный такой плюсище.
Вопрос № 6: Тяжести выбора в "Золотом пути".
Рано или поздно, но перед главным героем - ну, и перед игроком тоже, - встаёт выбор, который определит не только квесты, необходимые к прохождению и реплики прочих персонажей, но и концовку игры в целом.
Всё дело в том, что, приехав в Кират и познакомившись с "Золотым путём", Аджай уже сталкивается с тем, что два лидера сопротивления, Сабал и Амита, постоянно друг с другом спорят, убеждая и самих себя, и окружающих в том, что конкретное задание или линия, которой стоит придерживаться, являются наилучшим вариантом. Причём находить некий консенсус или что-то общее в своём управлении не хотят оба и нагло скидывают всю ответственность на Аджая. Именно ему приходится выбирать - сжечь опиумные поля или захватить их (Сабал или Амита), разрушить кирпичный завод или захватить химиков на нём (снова Сабал или Амита), и всё в том же духе. От того, какой выбор делает игрок, зависит то, кто будет лидером "Золотого пути" в данный момент. Если мы придерживаемся линии Сабала, то игра нам об этом сообщает. Аналогично и с Амитой. Знаю, что находятся ребята, которые делают выбор поочерёдно - мол, сначала Амита, потом Сабал и всё в том же духе.
Однако, учитывая неоднозначную принадлежность лидеров сопротивления к гипотетическим силам Добра, перед нами встаёт выбор - а кого же, собственно, поставить на пост окончательного лидера "Золотого пути"? Кто в итоге окажется на коне, а кому придётся пустить пулю в лоб? Одно дело, когда мы выбираем, чьё задание проходить, но совершенно другое - делать решающий выбор и убивать того, кто оказывается за бортом.
Давайте я расскажу на своём примере. Памятуя о том, что и Сабал, и Амита - те ещё жуки противные (религиозный фанатик и начинающая продавщица опиума), то выбирать из двух зол ту, которая принесёт меньше всего проблем было сложно. Но я сделала свой выбор.
Им стал Сабал. И я сейчас объясню, почему именно он. Во-первых, первая встреча с Аджаем - дружелюбность, никакого негатива в адрес американизированного парня, можно сказать, что и спасение Гейловской шкурки пару раз. Во-вторых, если мы выбираем Сабала, то в живых остаётся Бхадра, которая, конечно, становится Тарун Матарой, т.к. новоявленный лидер "Золотого пути" и Кирата - религиозен. В-третьих, выбор Сабала означает сохранение культурно-религиозных ценностей Кирата в относительной целостности. Да, ресурсов для существования в стране маловато, её знатно потрепало при правлении Пэйгана, но, по крайней мере, для людей, живущих с такими традициями практически веками, ничего не поменяется.
Однако почему я не выбрала Амиту, ведь есть же женская солидарность, да и я не патриархальных наклонностей? Ответ очень прост: способ, которым она собирается поднимать родную страну с колен, весьма специфичен и не особо законен. Потому что опиумные поля, потому что сами знаете что, потому что Афганистан 2.0 в предгорьях Гималаев. Потому что она против воли людей уводит их служит в армию. И неужели кто-то может наивно полагать, что выбор линии Амиты будет означать, что она станет зарабатывать деньги для Кирата? Нет, милые мои. Богатеть будет именно она сама, ставшая своеобразной королевой. И, к сожалению, оказавшаяся ничуть не лучше Пэйгана, против которого боролась. Плюс, она разрушает культурные ценности своей родины, все храмы и святые места, куда люди совершали паломничества (что делал и Мин), она убьёт Бхадру, лишая людей их живого воплощения божества, их Тарун Матары. В общем, делает всё то же самое, что делал до неё Мин. Так что не хватает в концовке за Амиту у неё розового костюмчика.
Да Господи, они даже иногда говорят одними и теми же словами! Например, про то, что всегда точны в формулировках.
Справедливости ради отметим, что предыдущий лидер "Золотого пути", Мохан Гейл - ролевая модель для Сабала, если что, - также не может быть назван идеальным лидером сопротивления. Он патриархален, религиозен чрезмерно, в женщинах не видит полноценных бойцов, да и в принципе не отличается добротой. Да, он патриот, но как человек, как отец и муж - ну такое, на троечку с большим минусом. Тот же Пэйган подарил Аджаю и Ишвари куда больше доброты, чем Мохан. И да, даже это не оправдывает нашего розово-костюмного чувака, да и Гейла-старшего тоже.
Небольшое уточнение - Сабал не идеальный вариант, потому что противников своих, тех, кто придерживался линии Амиты, он тоже казнит. Некоторых - буквально на глазах у Бхадры.
Как говорила Маргарита Николаевна из "Мастера и Маргариты" - оба вы хороши. Далеко не в самом приятном смысле.
Краткий вывод: тот, кто в итоге возглавит "Золотой путь" - сугубо личный выбор игрока. Мы вольны придерживаться религиозного фанатика Сабала, упорно пытающегося косплеить Мохана Гейла, либо выбрать более прогрессивную (относительно) Амиту. В обоих случаях однозначно положительной концовки мы не получаем, потому что и так, и так Кират столкнётся с кучей проблем. И люди Кирата, кстати, тоже.
Вопрос № 7: Пэйган Мин мёртв или нет?
Только к самому концу игры (что логично) у Аджая наконец-то выдаётся возможность выполнить мамину предсмертную просьбу и доставить её прах к Лакшмане. Для этого ему приходится встретиться с Пэйганом и либо убить его сразу, либо вместе с ним пристроить урну с прахом миссис Гейл рядышком с её умершей дочерью. Отчим и пасынок откладывают оружие и оказывают почести мёртвым. Умиротворение, спокойствие и... и выбор. Снова.
Потому что у нас снова три варианта - либо хлопнуть Мина в его дворце, но он не расскажет о Лакшмане, сестре Аджая, по причине своей смерти. Либо мы пристраиваем прах и подрываем его вертолёт. Либо отпускаем Пэйгана восвояси. Всё, опять же, зависит от личного выбора игрока.
Лично я выбрала вариант с отлётом Пэйгана. В конце концов, в процессе сюжета он не особо вызывал злость, не пытался убить Аджая самолично, а наоборот, был приятен в общении, дружелюбен, пусть и иногда журил (мудачком назвал, например). Он не дёргал бедного Гейла-младшего в разные стороны, как это делали Сабал с Амитой. Да и не будет лишним упомянуть DLC к Far Cry 6, которое не так давно выходило, и в котором была рассказана часть истории Пэйгана, его эмоции и мысли после всего случившегося. Да что уж там, начало DLC явно показывало, что он к Аджаю относился как к члену своей семьи, как к практически родному сыну! Да, это плохой человек, да, он тиран, да, он жесток и является психопатом - но, тем не менее, он по-своему умеет любить, заботиться и, даже зная о том, что Ишвари - шпионка, сумел подарить ей хоть какое-то время, полное любви.
Краткий вывод: по сути своей ни на что не влияет выбор смерти или сохранения жизни для Пэйгана. Мы всё равно уже выбираем будущего лидера Кирата, а старый волен либо улететь восвояси, либо погибнуть. Так что, по сути, опять же, это всё личный выбор игрока.
Вопрос № 8: Бесящие моменты.
Не обошлось, к сожалению, без ряда бесящих моментов. Они не касались игровой механики, а относятся скорее к лору самой игры.
Я уже упоминала о радио "Свободный Кират", где местный диктор, Раби Рэй Рана, крутит песенки на хинди и вещает на тему правления Пэйгана. Впрочем, вещанием назвать это у меня язык не поворачивается, настолько он некомпетентен в своей профессии. Во-первых, он постоянно несёт полнейшую хрень. Иногда даже не особо связанную с самой игрой. Во-вторых, он открыто топит за лидерство Амиты, говорит, что то, чем она собирается зарабатывать деньги (ещё вопрос, для кого именно - для страны или для себя) - круто и очень-очень весело. Помимо этого, он постоянно ворчит на традиционное воспитание Сабала. Ну и говорит о том, что наиболее популярный лидер "Золотого Пути" - это Амита.
Логичен вопрос: а это создатели игры намеренно намекают, кого лучше выбрать в конце или делают всё наоборот, отталкивая игрока от Амиты? Потому что, простите, но мне не по душе, когда пихают конкретный выбор, не учитывая, что я могу придерживаться диаметрально противоположной точки зрения. Нет, Раби Рэй Рана, Амита может быть популярнее Сабала, но не лучше него. По сути, в игре нет однозначно положительного выбора. Но и навязывать мне своё мнение тоже не стоит.
Плюс, этот диктор постоянно прерывает песни своей болтовнёй ни к селу, ни к городу. Мне, может, гораздо больше нравится слушать песни, а уже потом диктора, но никто же не спрашивает, он же лучше знает, как вести эфиры на радио. Именно потому радио в третьем Фоллауте мне больше по душе. Там именно сначала песни, потом Тридогнайт вещает свои тексты, не мешая душе меломана.
Второй бесящий момент - это Амита. Вечно ноющая о несправедливых традициях Кирата, о том, что ей выбрали мужа, когда ей было 6 лет (так и не поняла, а где супружник на момент игры), о том, что правильно для её родины. Вот только почему она явно умалчивает о том, что собирается набивать, прежде всего, именно свой кошелёк, а не казну Кирата? Да и не выедешь на том, чем она собралась зарабатывать. Не больно-то это реальному Афганистану помогает, так и продолжает оставаться страной третьего мира.
Ещё один не шибко приятный момент - невозможность телепортироваться в уже изученные локации. Мне, чтобы выполнять миссии того же Лонгина, приходилось долго и нудно топать до него. А если я, не дай Бог, на врага нарвусь или неудачно отпущу трос... приходится всё сначала начинать.
Ну и не могу не упомянуть о перманентно атакуемых аванпостах. Знаете, как это отвлекает от самой игры? Вот топаешь ты по своим делам, мимо какого-то аванпоста, который захватил не так давно - а там сразу радиопередача, идите и помогайте, мы без вас не справимся. Попробуй пойти по своему изначальному маршруту - нет, игра нам "услужливо" маркер именно на захватываемый аванпост поставит. И придётся идти, помогать, тратить патроны, аптечки...
Краткий вывод: мало какая игра может быть идеальна от начала до конца. В любом случае, Far Cry 4 также обладает рядом бесящих игрока моментов. Они сугубо субъективные, - как в моём случае, - а если возникают объективные обстоятельства (например, баги), то их стараются сразу же лечить, что, в принципе, даже хорошо.
Итак, настало время для общего вывода и выставления оценок по ряду параметров. Их у нас несколько - игровая механика, сюжет, персонажи, однообразность/вариативность, новизна и компьютерные технологии
Новизна: 7/10 баллов.
Так как Far Cry 4 представляет собой игру уже не новую, а представленные механики плюс-минус уже были продемонстрированы в третьей части, то о новизне говорить не приходится. Впрочем, ряд новых особенностей всё же подвезли.
Компьютерные технологии: 8/10 баллов.
Игра, напомню, 2014 года. Требования к ней есть довольно серьёзные. Слабенький компьютер не потянет, потому это нужно учитывать.
Раз у нас серьёзные требования, то на ультра-настройках графика шикарная, радует глаз.
Игровая механика: 8,5/10 баллов.
Как я уже писала выше, игровая механика Far Cry 4 не идеальна, но и не плоха. В принципе, она довольно удобная, по крайней мере, лично для меня.
Сюжет: 8/10 баллов.
С сюжетом в серии Far Cry никогда не было особых мудрёностей. По сути, во всех играх этот аспект прост, но в этой самой простоте и кроется вся прелесть игровой серии. Например, сюжет четвёртой части не изобилует сюжетными поворотами (если они там вообще есть), но, при этом, лично мне он пришёлся по душе.
Персонажи:7,5/10 баллов.
Несмотря на ряд интересных находок, Far Cry 4 не балует игроков проработанными от и до персонажами. О том, что тот же Аджай, оказывается, служил в армии, в течение всей игры так и не говорится. То есть, внесение информации в лор игры происходит уже за её рамками, а это уже проблема.
Впрочем, Пэйган спасает положение. На одной его харизме выезжает практически вся когорта героев игры.
Вариативность: 7/10.
Вариативность Far Cry 4 обусловлена наличием открытого мира, и что мы можем проходить имеющиеся задания в абсолютно любом порядке. Также мы можем захватывать крепости (4 штуки) и аванпосты любым удобным для нас способом, начиная от тихого (стелс) и заканчивая громким, с подкреплениями противников.
Также вариативность коснулась сюжета, но недостаточно хорошо. Впрочем, это только моё личное, субъективное мнение.
Общая оценка игры (среднее арифметическое и округлённое): 7,8 /10 баллов.
В общем и целом я могу оценить Far Cry 4 как вполне неплохую игру. Она своеобразна, но по-своему хороша. Конечно, её не получится проходить слишком часто, потому что мало что нового можно найти в игре с подобным сюжетом и такого жанра. Но она вполне достойна звания хорошей игры.
На этом статья заканчивается, и я буду рада, если вы выскажете своё мнение, поделитесь своими мыслями по поводу Far Cry 4. Повторюсь снова - всё описанное выше представляет только моё, личное мнение. А на титул истины в последней инстанции я вовсе не претендую.
До встречи в следующей статье!