Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Можно ли сломать ребёнка за два часа в неделю. Или про родителей, которые во всём виноваты, а катят бочку на педагогов.

Думала уже закругляться с этой печально темой агрессии аутичных детей, ставить жизнерадостные или не очень точки. Но получила вчера к статье о том, как легко в кратчайшие сроки можно "сломать" и без того переломанного ребёнка, интересный комментарий от хорошего человека (только поэтому вообще на него отвечаю). Суть комментария такова:

- И что? Учитель, который работает с ребёнок 1-2 часа в неделю может сломать ребёнка? А родители, которые с ним 24 на 7, что? Не заметили? Сами в этом не участвовали?

Сразу скажу, что я не в праве комментировать чужую ситуацию, о которой вчера рассказала. Но у меня самой есть примеры (о которых я уже писала год назад). Поэтому и буду говорить о личном опыте.

---

Итак. Могут ли катастрофически плохо повлиять занятия с педагогом 1-2 часа в неделю на аутичного ребёнка.

Отвечаю.

ДА! Да! И ещё раз ДА!

И не час-два в неделю, а 30 минут в неделю так круто могут сносить крышку человеку, что надо быть очень сильным (в морально-волевом плане) человеком + надо понимать, что за ребёнок перед тобой, чтобы вернуть эту крышу на место.

Что я имею ввиду под крышей?

Ребёнок легко и непринуждённо после 30 минут занятий вдруг может... словно забыть все правила поведения, начать проверять границы там, где... уже давно всё выполнял. Может перестать делать то, что делал, словно и не делал никогда. Может стать в десятки раз истеричнее и неуправляемее.

И мне сложно представить, что будет с ребёнком, если его не подхватит в этот момент знающий, что делать, человек.

Вполне возможно, что ребёнок мгновенно закрепит все эти действия и всё... привет. Да здравствует, откат.
И триггером (не виной, как написал другой комментатор) станет именно это ОДНО занятие в течении 30 (!!!) минут.

Повторяю и громко заявляю: - Учитель может быть не виноват. Он ничего плохого не делал.

Надеюсь, вообще нет педагогов, которые умышленно делают что-то плохое. Хочется надеется, что от незнания это происходит.

Но именно его занятие надломило что-то в сложившейся модели поведения ребёнка.

Для тех, кто не понимает иносказательного языка, пример Гриши.

Занятие. Ударил он педагога Или громко заорал, или сполз под стол, или ещё что неадекватное. На что педагог (от шока, естественно) сразу сменил вид деятельности, предположив, что, наверное, мальчику не нравится. Надо его чем-то другим заинтересовать.

Как думаете, что будет дальше?

Отвечаю. НИЧЕГО.
Всё, она проиграла НАВСЕГДА.

Но и не это самое страшное...

Самое страшное, что Гриша увидел, что это РАБОТАЕТ.
И он мгновенно всё тащил в нашу жизнь... в бытовую жизнь...

После каждого занятия с дефектологом он тащил это всё... ко мне... Я с этим боролась, вставляла Грише мозги. А потом ОДНО занятие. И всё по кругу...

---

И это я наблюдала неоднократно.

На примере папы.

Когда оставляла его на 2-3 дня и уезжала в командировку. Период с 5 до 8 лет.

Уезжаешь, Гриша слушается (на сколько мог). Возвращаешься. Едва уловимо, но градус нервозности и сопротивляемости возрос. Я на 99% уверена, что ничего сверхъестественного папа с Гришей не делал.

Но даже с самым близким и вроде как понимающим человеком Гриша рассыпАлся без очень строгого, продуманного контроля.

Это, знаете, как отвезут родители здоровых детей к бабушкам, а потом чудовищ забирают. И требуется время, чтобы ОПЯТЬ обозначить правила и встроить деток в систему ценностей дома родного, а не бабушкиного.
Но это здоровые дети, которые довольно таки быстро приспосабливаются.

Аутисты (дети с расстройствами развития)... почти не приспосабливаются. Или на это уходят годы. И это не их выбор. Я считаю, это неспособность приспособиться. Отсутствуют функции для приспособления. Или мозг занят совсем другим, не до этого...

---

Отступление. Очень важное.

Кто внимательно читает, должен был заметить, что я только что написала два противоречащих друг другу факта.

1. Аутисты не приспосабливаются.

2. Гриша мгновенно, после встречи с неправильной моделью взаимодействия с ним, пытался эти действия закрепить.

Помните, я писала о том, как Гриша меньше чем за неделю "прогнул" папу в рисовании? Да так хитро и ненавязчиво, что папа даже не заметил, что сам за Гришу рисует рисунки... А папа просто помог плачущему сыну. ОДИН раз. И этого хватило, чтобы "недалёкий", неговорящий, мало адекватный ребёнок сообразил, что надо делать, чтобы НИЧЕГО не делать.

Это, кстати, интересное явление, которое я наблюдала не только у Гриши. Способность хитро и продуманно избегать напряжения, даже будучи ну совсем... в плохом состоянии, однозначно в недалёком.
Но нет. Слабо соображая во всех сферах жизни, при этом ребёнок умудряется всё очень точно понять в том, что непосредственно касается его комфорта.

Эти два факта на первый взгляд противоречат друг другу. Но при ближайшем рассмотрении - нет.

Гриша раньше мгновенно видел лазейки в системе в окружающих правилах, в действиях взрослых и просачивался в них, чтобы упростить себе жизнь.

Разрешили не делать что-то сегодня (исключение), завтра не буду делать вообще. Разрешили посидеть дольше за компьютером - завтра буду сидеть столько же. Разрешили сегодня не идти на улицу - завтра костьми лягу, но не пойду. Разрешили не чистить зубы (забыли, не проследили) - не буду чистить больше вообще никогда (Так получается, можно? Я не знал).

Знаете, вот эти все истории с детьми "мама-мама, можно я ещё чуть-чуть посмотрю мультики?"

- Да, детка, сегодня можно, но завтра нельзя. Завтра учёба.

И, в большинстве своём, дети принимают исключения, понимая, что это подарок от мамы.

Гриша?

НИКОГДА таких подарков не понимал. В его мозг поступала команда: - Возможен такой сценарий!!!!!!!!! Мне нравится этот сценарий. Он возможен. Я хочу его всегда.

И я слов не могу подобрать, как много сил этот... ребёнок тратил на то, чтобы посражаться за понравившийся (комфортный) ему сценарий...

И как много сил стоило вернуть его в прежнее русло.

У нас же почему выходных не было очень долго? Потому что однажды встретившись с выходным, Гриша ВДРУГ понял, что он возможен... И всю свою энергию направил на то, чтобы выбить из меня ещё выходных. Лучше 7 дней в неделю.

И да... Долго потом их не было опять. Совсем.

---

Папу упомянули. Хочу, чтобы вы понимали, я рассказываю это не для того, чтобы как-то принизить Гришиного отца, а себя выставить молодцом. Нет. Я сама множество раз "прищёлкивала" то, как Гриша проникал, просачивался в разные уж извините щели моей слабости. И потом неделями и месяцами боролась за спокойное выполнение обычных уже давно действий...

И получается, что привыкнуть к чему-то новому (неприятному) он не мог годами. А вот мгновенно понять, что вот это комфортно, мог. И СРАЗУ начать борьбу за это, мог.

---

Родителей, во всём виноватых, затронули, перейдём к педагогам.

Последний наш опыт хождения (2 года подряд, с 6 до 8 лет) к дефектологу привёл к тому, что Гриша отказался выходить на улицу. Совсем.

Казалось бы... два раза в неделю по часу... Ну что там сложного?????

А прикол в этом, как я теперь понимаю, что НИЧЕГО он там и не делал. Папа его приводил (это была отдельная песня) и сдавал на руки дефектологу. В разном, в основном, в орущем состоянии.

Дефектолог был нам прописан. Бесплатно. К платным мы ходить перестали, потеряв понимание смысла этого процесса.

И вот, значит, попадал Гриша к ней. Сделать она с ним чаще всего ничего не могла... Напоминаю, он не просто не делал, он дрался. Иногда они что-то рисовали, клеили. Но всё это зависело только от ЖЕЛАНИЯ Гриши.

Тогда я не понимала, что происходит. Что мы все вместе, взрослые люди, творим. Теперь могу предположить, что мы с упорством закрепляли определённый алгоритм поведения. А Гриша с бОльшим упорством усложнял его и усложнял, чтобы, ВНИМАНИЕ, вычеркнуть дефектолога из своей жизни. То есть становился более и более неадекватным, когда речь заходила о походе к дефектологу. И дожили мы ко второму году до того, что он просто орал, завидев одежду, которую доставали из шкафа... И вытащить его было сложно.

Потом стало невозможно.

Да! Дяденька весом в 90 кг не мог вытащить из дома своё дитятко семилетнее, чтобы при этом не вызвать подозрения окружающих, что это Вы, уважаемый, ребёнка мучаете.

И самое страшное, что и просто на улицу он тоже перестал ходить...

А дефектолог, я повторяю, НИЧЕГО плохого с ним не делала.

Просто она не очень понимала КТО перед ней. Мы, к слову, тоже...

Это я сейчас так умно могу разложить по полочкам свои предположения о причинах Гришиной неадекватности, потому что я их преодолела. Да, преодолела. И знаю, что мы делали неправильно. Но тогда, в 6-8 лет... я видела орущего без причины ребёнка... и ничего не могла с ним сделать. Вон даже педагог ничего не может. Я то что могу? Мы тащим его к нему, мы же хотим, чтобы он хоть как-то развивался. Она же специалист, нам её прописали))) А она ничего не может. Хотя говорит, надо, обязательно надо таскать. Надо заниматься. Надо, но... Так ли надо было это делать?

Нет, не так.

Далее. Ещё педагоги.

Нечто подобное мы переживали ещё полтора года "обучения" надомного Гриши в общей школе. Учитель приходил ОДИН раз на 30 минут. И Гриша съезжал с катушек на неделю... Все правила, ритуалы, всё ломалось... Он тридцать минут находился под "руководством" человека, который... пытался его учить, и этого хватало, чтобы последующие 4-5 (!!!!) дней он не слушался, не выполнял просьб, не выполнял бытовых ритуалов. Дрался в ситуациях, в которых уже этого не делал... И мозги его на место вставали только потому что дома была железная дисциплина. Плюс с Гришей поддерживали его интересы, любили, так сказать, не бросали наедине с проблемами. Не разрешали (!!!) закрываться в комнате, не разрешали (!!!) уйти в аут, не разрешали (!!!) молчать, не пользоваться теми огрызками слов, которые у него были. Просто физически не позволяли остаться одному. Потому что я видела, что чем дольше он остаётся один, тем сложнее ему быть даже с нами... Поэтому (как чудовище) не оставляла его вообще.

И только это давало возможность Грише устоять.

А вот когда пришло лето... учитель исчез. И всё... В доме наступил мир. Никакие границы не рушились. Никакого неадеквата больше не было. (Не считая общего фона безумия)))

Но наступил второй "учебный год" и всё началось заново...

---

Но опять повторю то, что повторяю неоднократно. Гришина мама с годами жизни с ним всё же что-то анализировала, не просто сопли жевала. Думала и делала выводы. Да, с опозданием на годы. Но всё же... И уже ко второму классу с помощью того же дефектолога, которая не смогла заниматься с Гришей сама, мама что-то смогла понять, а потом что-то сделать.

Но это я. Это наша ситуация. Она не очень обычная. У нас нет никого, кроме Гриши. Я больше никуда не ухожу, не уезжаю.

И у меня есть возможность заметить любые крошечные изменения.

А если бы... я работала вне дома, если бы у меня был другой ребёнок, если бы моё здоровье было чуть хуже, взгляды чуть консервативнее, кругозор чуть уже, если бы у меня был чуть менее адекватный муж, чуть более неадекватные родственники... То просто физически я не могла бы заметить и уж точно исправить, остановить изменения в Гришиной психике, вызванные крошечным занятием с педагогом. А видела бы только финал... когда ВДРУГ случился откат. А начало этих процессов я бы просто не видела... Как не видят их тысячи родителей... У них нет знаний, нет времени, они не знают на что смотреть. И не знают, что вот эта реакция ребёнка - это предвестник катастрофы. Но, если сделать вот это прямо сейчас, ты остановишь катастрофу. Но... почти никто не знает.

Я тоже не знала.

Но время + наблюдения + особенности нашего быта = я теперь знаю на что смотреть.

Но это я...

А другие? Нет...

---

Поэтому ещё раз повторяю.

ДА! Крошечное занятие в 30 минут раз в неделю может привести аутичного ребёнка к вторичной аутизации. Или откату, как большинство это называет.

Но можно ли сказать, что педагог виноват? И да и нет.

Можно ли сказать, что родители виноваты? И да и нет.

---

Почему я пытаюсь усидеть на двух стульях и не выкрикнуть: нет-нет педагоги во всём виноваты!! Или, нет-нет, родители всё прощёлкали!!!!!!!!!

Да потому что никто толком не знает, глядя на ребёнка с замысловатым диагнозом РАС, кто перед ним. И из лучших побуждений очень хорошие люди могут причинить непоправимый вред.

А уж родители... чаще всего знают меньше всех.

И, если возьмём за аксиому, что они всё таки тоже хорошие люди, и не игнорируют проблемы ребёнка, то, по сути... обвинить их не в чем...

Я лично не могу на полном серьёзе обвинять себя в том, что 5 лет назад я не знала и не могла того, что знаю и могу сейчас...

А можно же съесть себя заживо. Но это приведёт только к тому, что... я перестану помогать Грише СЕЙЧАС, утонув в чувстве вины.

В нём я тону, не волнуйтесь. И тонут со мной тысячи матерей. Про отцов не знаю.

Но... это неэффективно.

Поэтому...

Поэтому улыбаемся и машем на каждое "а куда смотрели родители?!!!??" и продолжаем работать с тем, что есть. Даже если мы и сами виноваты в том, что имеем.

Удачи вам, мои дорогие читатели.

П.С. Для любителей чудес. Практически всё, что описано в этой статье покинуло нашу жизнь. По неизвестным мне причинам Гришина психика так окрепла, что уже вторая учительница коррекционной школы не вызывала никаких последствий, что бы не делала, как бы неверно себя с Гришей не вела. Фея ещё вызывала и очень много. Так много, что я думала о переводе на семейную форму обучения. Боясь, что Гриша не справится. Но как-то дожили тогда до лета. А потом всё так изменилось, что я перестала думать о семейной форме обучения. И даже Гриша в мае в школу три раза сходил. Гриша. Описанный в статье мальчик.

Так же теперь он способен понять исключения и не сражаться за то, чтобы они остались. Способен понять, что это подарок.

По каким-то причинам он сам стал себя контролировать и выполнять сложные действия, которых раньше всячески избегал.

Почему это произошло? Я не знаю. Произошло.

Основные перемены именно в этих его способностях произошли за последний год. С лета 2021 года по лето 2022 года.

С приходом в нашу жизнь педагога.

То есть разница такая.
Если раньше, чтобы он был стабилен и не терял берега после контакта с... человеком, который не умеет работать с аутистом, ему нужно было попасть "в объятия любящей мамочки", которая в течении нескольких дней приводила его в чувства, жёстко пресекая весь неадекват, который он пытался проявлять, узнав на уроке с педагогом, что это возможно, постоянно пытаясь проверить, а можно этого не делать, а этого, а этого, а этого!!!!!!! Нет, нельзя. Понятно. День на пятый.
То теперь, как бы странно, непоследовательно, неправильно, взбалмошно и эмоционально не вёл себя учитель))) Гриша после занятий с ним ничего нигде не теряет. САМ. Максимум, что ему нужно, это посидеть одному несколько часов, поработать за компьютером в тишине. Всё. Дальше ничего необычного.

И это произошло с ним с приходом в нашу жизнь нашего педагога.

И когда я постоянно к месту или не к месту, по версии некоторых, пою ей дифирамбы, делаю это не просто так))) Я знаю, что она нам подарила. Всего за год она изменила всё. Дистанционно))) Не работая с Гришей напрямую.

Это такой противоположный пример, как педагог, который знает, что делать, может улучшить состояние ученика, даже с ним не работая... Используя на всю катушку семью. Ту самую, ничего не знающую, ни на что не способную и во всём виноватую))

П.С. 2. Поняла, что, возможно, опять будет не очень понятно, путанно, не так))) рассказано. И решила, что надо уточнить, что именно саботировал Гриша на занятиях с дефектологом, и с другими педагогами, с учителями, и со мной тоже.

А боролся он с необходимостью концентрироваться, напрягаться, работать... Ибо не мог этого делать. Никак. Буквально недавно писала о том, как мы это в итоге преодолели.

Я тут обвиняю Гришу в намеренном саботаже. Но это чёрный юмор. Не было это продуманно... хитроумно. Нет. Боролся Гриша, никого не хочу обидеть, как животное... И все мои описания того, как он искал лазейки в системе и потом за них опять боролся, всё это (как кот, который сметану найдёт)... от... очень низкого уровня развития... Он был неспособен проанализировать событие на два шага вперёд. Всё, что он мог понять, это "Вот так мне больно, а вот так не больно. Надо сделать так, чтобы было не больно. " Это всё... А понять, что, если я это сделаю сейчас, то потом будет мне в сто раз лучше, он не мог...

Вообще первый раз он продемонстрировал понимание алгоритма "если, то" в жизни, а не в пособиях, в 10 лет...

Вы можете себе представить, каково жить с человеком, который неспособен понять, что если он сейчас сделает это, то получит то? Отвечаю: - Очень непросто...

П.С. 3. Предупреждаю. ВСЕ недалёкие комментаторы будут заблокированы. Статья написана для причастных к проблеме и для педагогов. Обсуждать, как это всё страшно, и как Вы с этим жили столько лет, и не прибили его, не отдали в интернат, не заглушили седативными, не буду. И любого, кто напишет что-то подобное сразу заблокирую.

Это честное предупреждение.

Статья эта для тех, кто находится в подобной ситуации, а не для чудиков, блуждающих по блогам родителей детей аутистов со своим особо ценным мнением.

При этом всегда рада, когда люди делятся своим опытом, какой бы он ни был.

Всё))