Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Измайловская": почему эту станцию метро построили в таком странном месте

Оглавление

Правда ли, что изначально здесь не собирались открывать станцию? Какие варианты строительства были? Почему в итоге выбрали наземную платформу? Есть ли на "Измайловской" хоть какие-то украшения? А также - действительно ли открылась станция в 1961 году с другим названием? И как её облик изменился после реконструкции в 2010-х? Об этом и не только расскажу сегодня.

Поворот не туда

Если посмотреть на внешний облик "Измайловской", то может показаться, что в конструкции нет ничего интересного. Обычная наземная платформа, которую даже близко нельзя сравнить с выдающейся архитектурой других станций. Однако даже у неё имеется своя любопытная #история . Во второй половине 1930-х, когда создавали перспективный план развития Московского метро, никакой станции здесь строить не хотели. Конечный отрезок Арбатско-Покровской линии после современной "Партизанской" должен был поворачивать на север и пролегать вдоль Никитинской улицы до Щёлковского шоссе.

Схема развития Московского метро 1938 года. Здесь пунктиром нанесён восточный участок Арбатско-Покровской линии. С сайта www.metro.ru.
Схема развития Московского метро 1938 года. Здесь пунктиром нанесён восточный участок Арбатско-Покровской линии. С сайта www.metro.ru.

Однако, когда в начале 1950-х проект стали разрабатывать детально, от этой идеи отказались. Линию решили продлевать вдоль Первомайской улицы. В 1954-м открылась одноимённая наземная станция на территории депо. Планировалось, что далее поезда будут следовать до 11-й Парковой улицы, где построят новую конечную станцию. Но через пару лет всё опять изменилось. Район Парковых улиц стал местом массовой жилой застройки. Поэтому проектировщики вернулись к изначальному варианту с Щёлковским шоссе. Но линия должна была уже пройти по границе Измайловского парка и проспекта, а далее - вдоль 9-й Парковой улицы.

У "Измайловской" существовало два варианта строительства: подземный и частично наземный. То есть до пересечения Первомайской улицы с Главной аллеей поезда следовали под поверхностью, а потом выезжали на свежий воздух, так сказать. В итоге выбрали второй способ. Причин было несколько. Во-первых, сложные геологические условия (болотистые почвы, река Серебрянка и грунтовые воды). Во-вторых, при частично наземных работах можно было использовать уже имевшиеся тоннели, которые вели в электродепо. Ну и, в-третьих, такие работы стоили намного дешевле классических. Поскольку правил тогда Н.С. Хрущёв, последний фактор значил немало.

Оригинальность есть везде, если присмотреться

Решили, что выезжать на поверхность поезда будут по эстакаде длиной 330 метров. Тогда существовали проекты продления Измайловского проспекта до Главной аллеи Измайловского парка. Дорога как раз бы проходила под новой конструкцией. Но широкую магистраль так и не сделали. Работы по сооружению эстакады были легче тоннельной проходки. Но сложные грунты и река Серебрянка никуда не делись. Поэтому опору конструкции укрепили железобетонными сваями. А мешавший участок реки заключили в коллектор.

Эстакада около станции "Измайловская", 1962. Фото М. М. Чуракова с сайта www.pastvu.com.
Эстакада около станции "Измайловская", 1962. Фото М. М. Чуракова с сайта www.pastvu.com.

Наземную станцию расположили между 1-й и 3-й Парковыми улицами вдоль Измайловского проспекта. Поскольку конструкция была наземной, то архитектурных изысков у неё не имелось. Проект платформы создавали Иван Таранов и Надежда Быкова. Они почти всегда работали вместе (наверное, потому что были супругами). Их творческий союз подарил Московскому #метро в общей сложности 9 станций. Не считая нескольких проектов, которые они создавали отдельно друг от друга.

"Измайловская" имела асфальтовое покрытие. По центру установили ряд белых квадратных колонн. По их периметру сделали деревянные лавочки. В путеводителях можно встретить информацию, что сидения были неудобными. Поэтому на них чаще ставили сумки. Однако старые фотографии показывают нам обратное. Завершал конструкцию платформы рельефный навес также белого цвета. Между балками разместили не просто люминесцентные лампочки, а настоящие светильники. Это придавало хоть какой-то оригинальности.

Станция "Лыжная"

Работы по сооружению станции завершили в 1961 году. И уже 21 октября она открылась для пассажиров. Любопытно, что сначала она имела название "Измайловский парк". "Измайловской" именовалась та станция, которую сегодня мы знаем, как "Партизанскую". Но в 1963-м названия решили поменять местами. Скорее всего, потому что всё-таки центральный вход в парк находился ближе к более старой станции.

Несмотря на, казалось бы, несколько странное расположение, "Измайловская" пользовалась невероятной популярностью у москвичей. Сюда зимой приезжали толпы людей, чтобы кататься на лыжах по территории Измайловского парка. Когда станцию только строили, здесь почти не было крупных жилых зданий. В основном деревянные или малоэтажные дома. Так что размещали "Измайловскую", скорее, с учётом планировавшейся в будущем жилой застройки. Не забывайте и то, о чём я писал ранее: участок решили строить наземный, потому что так проще и дешевле. Граница парка лучше всего подошла для этих целей.

Была в истории "Измайловской" и печальная страница. 8 января 1977 года в поезде на перегоне между этой станцией и "Первомайской" произошёл взрыв. Устройство сработало примерно в 17:33. Этот инцидент считают первой атакой на Московское метро за всё время его существования. Жертвами трагедии стали 7 человек. Ещё 37 получили различные травмы.

Обновление

В начале 2010-х годов на станции прошла реконструкция. С одной стороны, платформа стала выглядеть опрятнее. Покрытие заменили на плитку, немного облагородили колонны. С другой - уменьшили количество лавочек. А с некрасивым забором, который огораживал станцию, так ничего и не сделали. Он выглядит не очень привлекательно и напоминает сельскую изгородь.

Станция "Измайловская" после реконструкции в 2010-х годах. Фото 2020. Отсюда: https://russos.livejournal.com
Станция "Измайловская" после реконструкции в 2010-х годах. Фото 2020. Отсюда: https://russos.livejournal.com

Размещённая на заборе чёрная табличка с названием станции смотрится очень странно. Быть может, это связь с основаниями колонн такого же цвета? Интересно, что в 1991 году станцию хотели переименовать, как и многие другие. Почему - непонятно. Название никакого советского оттенка не имело. Его дали по исторической местности. В любом случае, хорошо, что на карте Московского метро не появилось станции "Парковая" или "Серебрянка", а осталась привычная "Измайловская".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!